Политические новости

Фильм “Украина в огне”: пропаганда и манипуляция

Премьера фильма "Украина в огне", который начали снимать еще в 2014 году, состоялась на российском телеканале "РЕН ТВ" 21 ноября. Сразу после этого картина попала в YouTube и в считанные часы набрала сотни тысяч просмотров. Однако претендуя на роль раскрывающего покровы тайн над трагическими событиями недавней украинской истории, фильм оказался банальной пропагандистской пустышкой.

Фильм “Украина в огне” был спродюсирован известным американским режиссером Оливером Стоуном при участии украинского режиссера Игоря Лопатенка. Стоун – незаурядная фигура в американском кинематографе: обладатель трех “Оскаров”, режиссер и продюсер таких картин, как “Неприрожденные убийцы (1994), “Народ против Ларри Флинта” (1996), “Уолл-стрит” (2010) и многих других. Лопатенок известен как автор цветной раскраски старых советских фильмов, например, “В бой идут одни старики”.

Премьера фильма “Украина в огне”, который начали снимать еще в 2014 году, состоялась на российском телеканале “РЕН ТВ” 21 ноября. Сразу после этого картина попала в YouTube и в считанные часы набрала сотни тысяч просмотров. Однако претендуя на роль раскрывающего покровы тайн над трагическими событиями недавней украинской истории, фильм оказался банальной пропагандистской пустышкой. Редакция “ГОРДОН” сэкономила 1,5 часа вашего времени, изучив видео, и теперь объясняет, почему вы ничего не потеряете, если не станете его смотреть.

В качестве главных экспертов по Украине в фильме выступают экс-президент Виктор Янукович, экс-глава МВД Виталий Захарченко и президент России Владимир Путин. Уже один только этот факт говорит о том, что создатели фильма не пытаются объективно взглянуть на ситуацию, а представляют взгляд только одной стороны конфликта.

Исторические штампы

В начале фильма дается историческая справка об Украине. Рассказывая о событиях Второй мировой войны, авторы делают особое ударение на сотрудничестве украинцев с нацистами.

“Всего за полтора месяца с начала войны более 80 000 человек с Галичины добровольно записались в дивизию СС “Галичина”, – говорится в фильме, а далее следует перечисление эпизодов военных преступлений, причем в одну кучу смешиваются и Бабий Яр, и Волынская трагедия. Опустив тот факт, что дивизия “Галичина” была создана только в 1943-м, можно отметить, что авторы пытаются обобщить украинцев до коллективного образа нациста и убийцы. Подсчитано, что общее количество служивших в частях вермахта граждан СССР составляло, по разным данным, 1,2–1,5 млн человек, из них около 400 тысяч были русскими.

Присоединение Крыма к Украине названо “щедрым подарком Никиты Хрущева”, что, по сути, является затертым идеологическим штампом. Существуют детальные исторические исследования о том, что Крым был передан Украине по вполне рациональным экономическим мотивам, а на УССР, в свою очередь, легла ответственность по развитию отсталого и ослабленного недавней войной полуострова.

Лишь с одной стороны баррикад

Также однобоко подаются события на Майдане. Описывая эпизод с избиением студентов 30 ноября, авторы фильма дают слово Виталию Захарченко, который якобы спал в момент случившегося. Виктор Янукович также говорит, что ничего не знал о происходящем. Так авторы фильма подводят к мысли, что в этом эпизоде виновны Арсений Яценюк, якобы стремившийся устроить кровавую провокацию, и… Сергей Левочкин (!), занимавший на тот момент должность главы АП.

Главный свидетель и косвенный участник трагических февральских событий на Майдане в этом фильме – все тот же Виталий Захарченко. Он лишь говорит, что “первые выстрелы прозвучали из Консерватории, которую контролировали митингующие”. И все, других точек зрения и отсылок к каким-то исследованиям по этому вопросу в фильме не предусмотрено.

Много внимания уделено вмешательству США во внутренние дела Украины. В частности, приводятся переговоры по устройству Украины после Майдана между послом США в Украине Джеффри Пайеттом и заместителем госсекретаря Викторией Нуланд. После авторы переключаются на обобщение о том, что “неоконсерваторы из американского правительства стремятся посеять войну во всем мире”. При том, что Пайетт и Нуланд – чиновники либеральной администрации Обамы. А вот самые настоящие неоконсерваторы только готовятся занять свои посты у руля Соединенных Штатов после победы Дональда Трампа. Такие, как кандидат на пост министра обороны Джеймс Мэттис или возможный будущий госсекретарь Джон Болтон.

Немного мистицизма

Режиссер не стесняется использовать достаточно простые приемы, связанные с игрой на эмоциях и мистическими событиями. В фильме упоминается эпизод, когда два голубя, выпущенных папой римским в небо после молитвы за мир в Украине, были атакованы вороном и чайкой. По версии авторов, два голубя – два славянских народа, а ворон и чайка – враждебные силы, намеревающиеся их разлучить между собой.

Демократия с милитаристским налетом

Референдум в Крыму преподносится как торжество демократии, а наличие в марте 2014 года в Крыму российских солдат оправдывается присутствием военных баз РФ на полуострове. Авторы фильма почему-то не сочли необходимым упомянуть, что решение о референдуме ВР Крыма принимала под прицелом вооруженных людей в форме без опознавательных знаков, захвативших здание парламента.

Описывая ситуацию на Донбассе, закадровый голос в фильме говорит, что Украина начала АТО 7 апреля в ответ на провозглашение “ДНР”. Хотя фактически АТО началась 13 апреля, после захвата Славянска вооруженной группой боевиков из России под руководством Игоря Гиркина. Об этом авторы также предпочли умолчать.

Полуправда

Говоря о сбитом рейсе МН17, авторы фильма откровенно манипулируют фактами, утверждая, что отчет международной комиссии по расследованию этой катастрофы “никого конкретно не обвинял”. На деле же в отчете было прямо сказано, что ЗРК “Бук”, выпустивший ту самую ракету, приехал на Донбасс из России. Хотя, конечно, конкретных фамилий исполнителей расследование пока не назвало.

Такая же манипуляция ожидает зрителя и в эпизоде с описанием событий в Одессе 2 мая. Там все подано достаточно плоско, в стиле “собрались нацисты и боевики Майдана и пошли жечь мирных демонстрантов”. Ни слова о том, что предшествовало этим событиями, нет. В частности, о людях со стороны проукраинских демонстрантов, погибших от огнестрельных ранений еще за несколько часов до пожара в Доме профсоюзов.

The end

Завершается фильм пугающими размышлениями на тему возможной ядерной войны между США и Россией. Надо полагать, что таким образом западного зрителя подводят к мысли о том, что с Россией надо дружить, иначе она рассердится и выстрелит по ним своими ракетами. “Невозможно все держать в состоянии холодной войны, надо смотреть в будущее”, – сообщает в конце фильма Путин, после чего под торжественную музыку начинаются титры.

rebrov