Почему я в восторге от Руанды? Таким вопросом задается на страничке в ФБ Игорь Шаверский.
Я долго думал о том, как вкратце описать тезис “ох*енно”, но в итоге понял, что в случае Руанды это просто невозможно.
Здесь стоит начать издалека.
Руанда – маленькая, холмистая, перенаселенная африканская страна без выходов к морю. Изначально ее населяли земледельцы Хуту. Затем в Руанду ворвались завоеватели Тутси. Последние всегда составляли всего 20% населения, но в то же время решали 80% всех вопросов. Элита в чистом ее виде. Если опустить изрядный кусок истории, то основной зашквар начался всего 20 лет назад. Хуту сместили тутси у власти и в 1994 году начался геноцид, где первые беспощадно мочили последних.
Основным орудием геноцида стало мачете. Ключевую роль в убийствах (само собой) сыграло медиа – именно пропаганда призывала население к жестокой межнациональной резне. В первый день геноцида вырезали полмиллиона человек. За следующие 90 дней вырезали еще полмиллиона. В результате – 1/5 населения была уничтожена, 250 тысяч изнасилований, 2 миллиона тутси бежало со страны. СПИД, антисанитария и полнейший п*здец. Ослабевшую страну стали атаковать со всех сторон. Иностранные обозреватели отзывались о границе Руанда-Конго достаточно лаконично – “здесь холмы живут звуками базук”. Казалось бы, этот маленький failed state обречен на вечные мучения посреди бесконечной коррупции, войны и голода.
Сегодня, 20 лет спустя, спускаясь с трапа самолета в столице Руанды тебя все не покидает чувство, будто ты случайно попал в африканскую Швейцарию.
Вася, какую Швейцарию? – спросит сейчас удивленный читатель.
Перемены в Руанде начались 15 лет назад. По иронии судьбы, в 2000 году к власти пришел президент-тутси. Один из тех тутси, которые во время геноцида бежали со страны. Кагаме (так зовут президента) стал форменным диктатором. Вот только он решил с помощью диктатуры не разрушать, а отстраивать родную Руанду.
Начал Кагаме с главной проблемы страны. Он запустил процесс строительства единой нации. Вместо того, чтобы улучшать жизнь элит – тутси, Кагаме стал отстраивать деревни, которые населяли в основном хуту. Сейчас у страны одна идеология – не существует ни хуту, ни тутси, есть только одно неделимое население Руанды.
Затем Кагаме объявил джихад коррупции. Как?
Он реформировал суды – судьи теперь избираются жителями общин, в которых они работают.
Он сократил госаппарат и оставшихся чиновников поставил на счетчик через специальные контракты успеваемости. Зарплату чиновников строго привязали к результатам работы. Нет результатов – идешь нах*й.
Полицию выстроили на западный манер (Привет, Згуладзе и ко!).
Затем Кагаме поставил на ноги экономику. Как?
Он ликвидировал 90% всех бумажек, проверок и инспекций. (Привет, Нефедов и ко!) Новый бизнес в стране теперь можно открыть за 48 часов. Вместо того чтобы вбухивать бабки в госпредприятия, Кагаме сделал ставку на частные инвестиции. Мало того, иностранные инвестиции стали защищаться на национальном уровне. Сегодня Руанда – самая простая в Африке страна для ведения бизнеса. А по всемирному индексу ведения бизнеса страна идет сразу за Люксембургом.
Затем Кагаме занялся образованием. (Привет, Квит и ко!) В последнее вбухиваются просто гигантские инвестиции. Во всех школах страны дети обеспечены персональными компьютерами. Я напомню – это в Африке. Компы в каждой школе. 97% детей учатся в школах – беспрецедентная цифра для Африки.
По всей стране потянули оптоволокно. В Руанде есть 4g.
Руанда в десятке стран мире по уровню развития здравоохранения. У 90% населения Руанды есть медицинская страховка. А у вас есть медицинская страховка?
Не забыл Кагаме и про туризм. Электронная виза получается за 3 дня. В Руанду слетаются со всех стран мира, а туризм теперь составляет половину ВВП страны.
Ну и равенство, само собой. Гомосексуализм здесь абсолютно легален. Вскоре после 2000 года вышел закон, который постановил, что минимум 30% государственных постов должны занимать женщины. В 2008 женщины заняли 56% парламента, сделав Руанду первой страной в мире с женским парламентским большинством.
Руанда – с 12 млн. населения, без плодородных земель и абсолютно без ресурсов показывает постоянный экономический рост в 8% в год. За 16лет ВВП на душу населения выросло в 3 раза. Индекс коррупции здесь ниже чем в Греции и Италии. UN human development index говорит, что Руанда за последние 25 лет улучшилась больше чем любая другая страна в мире.
Авторитаризм – это плохо или хорошо? Международные критики считают, что плохо, но в то же время не скрывают своего восторга от руандийского чуда. Сегодня у Кагаме более 90% поддержки населения. По тому что я видел и слышал, предполагаю, что это не путинские 90%…
*
В международном аэропорту столицы Руанды мы увидели знак, запрещающий ввоз пластиковых пакетов. Руанда, страна третьего мира, давным давно запретила пластиковые пакеты и потихоньку движется к полному запрету пластика. На улицах крошечной Руанды все еще бедно, но на удивление чисто. И мне кажется, что чистота останется, а бедность вскоре уйдет навсегда.
Искренне хотелось бы, чтобы мы учились на таких маленьких но важных примерах, как Руанда.