Шаг к отмене "Шенгена" и освобождению Савченко и "терки" в новом Кабмине
Первая неделя после назначения нового Кабмина прошла под знаком хороших новостей. В соцсетях по этому поводу шутили: “Гройсман всего неделю премьер, а нас уже почти пускают в ЕС без виз”. Наметился прогресс также в вопросе освобождения Савченко, Минобороны заявило, что необходимости в новой мобилизации нет, а гривня продолжала укрепляться всю неделю. И только в самом правительстве на этом позитивном фоне начали происходить первые трения.
ПОДАРОК ЕВРОКОМИССИИ. Но сначала о хорошем: Еврокомиссия предоставила Совету ЕС официальную рекомендацию дать Украине безвизовый режим по краткосрочным поездкам украинцев в Евросоюз. Этого события ожидали еще с 2012 года, когда доллар был по 8 грн, и в данном случае мы даже переплюнули известную поговорку “обещанного три года ждут”.
Спустя четыре года Украина выполнила весь план из 140 пунктов, для чего, правда, пришлось ломать через колено уже новый, постреволюционный парламент. Депутаты плакали, плевались, но таки съели кактус в виде срочного введения электронных деклараций для чиновников и поправку к Трудовому кодексу относительно равноправия секс-меньшинств.
Еще зимой считалось, что в первой половине года никаких подвижек в безвизовом вопросе до конца лета не будет: ЕС официально отделил нас от Грузии, которую поставили в первую очередь. Но самопожертвование украинских депутатов, видимо, произвело неизгладимое впечатление на европейцев, и они вернули Украину в список к грузинам. Правда, процедура не позволит отменить “шенген” раньше июля, но и это уже прогресс: многие не ждали этого раньше 2017 года.
Другое дело, что Еврокомиссия собирается внести во все новые соглашения о безвизовом режиме для Турции, Украины, Грузии и Косово новшество, согласно которому ЕС сможет в одностороннем порядке останавливать их действие по политическим причинам. В случае с Украиной (судя по заявлениям французского министра иностранных дел) это может быть невыполнение Минских соглашений, для которых парламент действительно до сих пор ничего не сделал.
АЛГОРИТМ САВЧЕНКО. Другой позитив прошедшей недели случился в вопросе освобождения Надежды Савченко. Произошло это после телефонной беседы Петра Порошенко с Владимиром Путиным, о содержании которой президенты умолчали. Точнее, Путин вообще ничего не сказал, а Порошенко отделался загадочной фразой, что “алгоритм найден”.
Какой именно алгоритм нашли главы двух государств, неизвестно. Но, видимо, он является весьма убедительным, поскольку после своего заявления Порошенко позвонил Савченко и убедил ее отказаться от продолжения голодовки. Собственно, сам отказ от голодовки как раз может быть одним из элементов президентского алгоритма: для Путина важно, чтобы освобождение Савченко не выглядело действием, сделанным под давлением. А голодовка как раз таким давлением и выглядела.
Если исходить из этой логики, в ближайшие недели украинская власть должна перестать выдвигать требования по теме украинских заключенных в России, а они сами — перестать выступать с любыми акциями протеста. В этом случае Савченко (а также Сенцов и еще трое украинцев) могут быть переданы Украине еще до конца весны.
ЗА ЧТО ДЕРУТСЯ В КАБМИНЕ. Среди всех позитивов последней недели затесалась одна ложка дегтя: конфликты в новосозданном правительстве. Первое же заседание Кабмина Владимира Гройсмана запомнилось не столько общими фразами нового премьера о том, как он хочет сделать всем хорошо, сколько перепалкой между старым министром культуры Вячеславом Кириленко (ставшим вице-премьером без министерской должности) и его сменщиком — Евгением Нищуком.
Собственно, этот конфликт показал, что сделать хорошо всем у Гройсмана не получится. Что случилось? Есть Нищук, который руководил Минкультом в 2014 году и собрал там свою команду. Есть Кириленко, который выгнал команду Нищука и привел своих людей. И снова есть Нищук, который вернулся в министерство и, естественно, хочет снова заменить людей Кириленко на своих. Но на беду Нищука, “папередник” не ушел из Кабмина, и потому продолжает качать права. Это вылилось в перепалку на заседании Кабмина, вмешаться в которую был вынужден Гройсман. Он прекратил этот спор, не приняв никакого решения. А принимать его все равно придется, так что конфликт обеспечен.
В правительстве обозначилась и другая, более серьезная, чем драка за должности, линия противостояния. В выходные два новых министра — соцполитики, Андрей Рева, и оккупированных территорий, Вадим Черныш, — синхронно сделали заявления о необходимости возобновить соцвыплаты для жителей Донбасса, независимо от места их регистрации. Что вылилось в резкий ответ социального вице-премьера (и бывшего министра соцполитики) Павла Розенко — что люди, зарегистрированные на неконтролируемых территориях, получать пенсии и другие соцвыплаты не будут. Более того, СБУ продолжит “отлавливать” тех, кто фиктивно зарегистрировался на подконтрольных территориях, но живет за линией разграничения.
Здесь уже речь идет о глобальном противостоянии двух линий. Одна — на продолжение политики изоляции Донбасса, которая пользуется поддержкой большинства в парламенте, вторая — на выполнение Минских соглашений и реинтеграцию неконтролируемых территорий в Украину, на второй настаивают западные партнеры. Но куда повернет при этом власть, пока неясно.