Когда президент два месяца игнорирует массовые протесты в стране, а оппозиция неспособна ими воспользоваться, первую скрипку начинают играть радикалы.
Народное вече 19 января оказалось одним из самых массовых за два месяца противостояний. В день Крещения Господня на площади Независимости с требованием отставки президента Виктора Януковича собралось больше 100 тысяч человек, – пишет ЛІГАБізнесІнформ. Однако многие перестали верить в то, что добиться этой цели способен мирный Майдан. Лидеры оппозиции – Виталий Кличко, Арсений Яценюк и Олег Тягнибок – должны были представить убедительные доводы в пользу именно мирного протеста и предложить действенные решения. Однако ничего нового не прозвучало – со сцены объявили лишь очередные общие малореальные планы и лозунги.
За бездействие собравшиеся сопровождали выступления лидеров оппозиции свистом и криками “Ганьба!”. Единственное, что могло спасти реноме оппозиционеров – согласие поддержать предложение одного из активистов Автомайдана определить единого лидера Майдана. Но когда он стал об этом говорить со сцены, ему отключили микрофон. Позже Яценюк объявил всех, кто хочет единого лидера оппозиции – провокаторами. Люди спели гимн. Вече закончилось. А после этого тысячи митингующих, вопреки призывам оппозиции, отправились к Верховной Раде. Людей остановили на подъеме на улицу Грушевского со стороны Европейской площади. Дорогу к парламенту преградил кордон солдат Внутренних войск, милицейских автобусов и грузовиков. Началось силовое противостояние.
Кто разогрел Майдан
Ключевую роль в дальнейших событиях сыграли националисты из движения Правый сектор, объединяющего УНА-УНСО, Тризуб, Патриот Украины, Белый Молот и другие националистические организации.
По данным из открытых источников, Правый сектор не имеет явного лидера и представляет собой конфедерацию молодежных групп. К событиям воскресенья, 19 января, участники движения готовились заранее, собирая сторонников и снаряжение. Как сказано на странице Правого сектора в соцсети ВКонтакте, сделанной прошлой ночью, националисты из Правого сектора “проводят активную мобилизацию людей для проведения масштабных акций протеста 19 января”.
Активисты Правого сектора призывали открыто противодействовать “пацифистам Майдана”. “Тот, кто пойдет за радикалами, возможно, сядет во властное кресло (будет себя плохо вести – и его сбросим)”, – писали ультраправые националисты. Лидер националистической Свободы Олег Тягнибок для них не авторитет. “Да кто такой Тягнибок!?” – сказал корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ один из активистов Правого сектора во время потасовок на улице Грушевского 19 января.
Группировка Правый сектор популярна среди ультраправой молодежи. В соцсети ВКонтакте у группы больше 10 тысяч подписчиков. Большая часть из них – до 30 лет. Сторонники этой силы заявляют, что стали главным двигателем провокаций на улице Грушевского, а также на улице Банковой 1 декабря. При этом локальный штаб движения находится на Майдане – желающих присоединиться зовут на пятый этаж Дома профсоюзов, либо прийти к палатке Правого сектора на Майдане (у Сбербанка России).
Именно активисты Правого сектора кричали на Банковой “а ну-ка, давай-ка, у… отсюда!” нардепу Петру Порошенко, когда тот пытался остановить грейдер во время беспорядков на Банковой. А вечером 19 января то же самое активисты движения кричали Виталию Кличко возле стадиона “Динамо”.
Оппозиция и Янукович
Противостояние радикально настроенных протестующих и милиции продолжаются 11 часов. Пострадало уже более 100 человек. Некоторые – очень серьезно. Протестующие бросают в правоохранителей булыжники, палки, “коктейль Молотова”, петарды. Правоохранители отвечают светошумовыми гранатами, слезоточивым газом, резиновыми пулями и водометами.
Милиция заявила, что возбуждены уголовные дела. По новым статьям людям может грозить до 15 лет тюрьмы за экстремизм. Лидеры оппозиции вскоре после начала противостояния оперативно отреагировали – они против провокаций. “Это не наш план. Сценарий атаки на кордоны правоохранителей на Грушевского нужен только власти – для того, чтобы оправдать будущие силовые действия против Евромайдана”, – заявил Яценюк. Тягнибок поддержал: “Власть не смогла нас запугать, им не помогла прямая сила, теперь они хотят уничтожить Майдан с помощью провокаторов”. Другой лидер оппозиции – Виталий Кличко – с самого начала противостояний безуспешно пытался остановить митингующих.
Кличко поначалу тоже поддержал Яценюка, заявив, что власть “не смогла нас запугать,помогла прямая сила, теперь они хотят уничтожить Майдан с помощью провокаторов”. Однако с самого начала противостояний Кличко находился на Грушевского и безуспешно пытался остановить митингующих. В итоге тоже пострадал – активисты Правого сектора обдали его струей из огнетушителя и в нецензурной форме рекомендовали “проваливать отсюда”.
Спустя некоторое время Кличко сменил риторику и фактически возглавил протест, призвав милицию переходить на сторону людей. Позже он призвал президента Януковича остановить милицию и прекратить провокаци. И отправился в Межигорье, чтобы убедить президента уйти в отставку. К этому времени протестующие сожгли несколько автобусов, преградивших путь к правительственному кварталу.
Через два часа Яценюк со сцены Майдана заявил, что президент позвонил ему и предложил начать переговоры в формате “круглого” стола. Кличко, добившись встречи с Януковичем, после встречи рассказал, что президент выглядел озабоченным и пообещал в понедельник создать специальную антикризисную комиссию с участием представителей его администрации, Кабмина и оппозиции.
После контакта с оппозицией президент Янукович поручил секретарю Совета национальной безопасности и обороны Андрею Клюеву, которого оппозиция подозревает в разгоне мирного Майдана в ночь с 29 на 30 ноября, создать рабочую группу для рассмотрения вопросов по урегулированию политического кризиса. При этом в Киев продолжают стягивать дополнительные силы МВД из регионов, а оппозиция – подтягивать сторонников из регионов.
Что дальше
По мнению немецкого политолога Андреаса Умланда, режим Януковича утратил силу. “Этим объясняется радикализация режима и открытый переход к авторитаризму. Абсурдность новых законов, которые даже проведение традиционной украинской свадьбы могут превратить в преступные действия, иллюстрирует панику во властных кругах. Это конвульсии умирающего организма”, – сказал он.
Политик Юрий Луценко утверждает, что провокации на Грушевского невыгодны никому, потому что “вероятность раскола страны угрожает всем”. “Президент давно должен был прекратить игнорировать мирные акции протеста и начать диалог с оппозицией”, – отметил он, добавив, что еще не поздно.
В воскресенье на Майдане первую скрипку сыграли ультраправые радикалы. Обозреватели и политики констатируют, что ситуация в Украине достигла критической точки. Гнев людей приблизился к пику. 60 дней игнорирования президентом массовой акции протеста закончились кровью. Янукович заявляет о переговорах. Но Майдан, учитывая предыдущий опыт игнора с параллельными попытками разгона, снова активно готовится к обороне.