Четыре года назад в России начали стихийно возникать волонтерские организации, помогавшие в ликвидации последствий схода селевого потока на город Крымск Краснодарского края, где погибли более 170 и пострадали около 30 тысяч человек. После этого был издан закон, который поставил волонтерское движение под государственный контроль и прервал формирование гражданского общества.
Об этом рассказал журналист Радио “Свобода” Антон Наумлюк.
“В 2012 году на Кубани затопило Крымск — образовался селевой поток, реки вышли из берегов. Были десятки, если не сотни, жертв. Власти не приняли никаких мер по оповещению населения. На второй или третий день, как это случилось, я поехал туда в качестве волонтера”, — вспоминает журналист.
“Когда рядом с тобой проходят такие события, невозможно было сидеть где-то в Саратове и не участвовать. Это был момент формирования гражданского общества. Это то, что у вас смогли сделать, а у нас — нет. Когда выяснилось, что наши власти не готовы ни к оповещению, ни к предотвращению последствий катастрофы, ни к оказанию помощи, тогда в Крымск поехали толпы волонтеров, люди собирались из разных городов, со всей страны — надушенные девочки в шлепочках приезжали из Москвы в город, который стоял по колена в грязи”, — рассказывает волонтер.
“И это только волонтеры, например, спасли его от эпидемии. Но не успели мы еще там разгрести все завалы, как вышел закон, который поставил все волонтерское движение под государственный контроль. Тут же появились какие-то инициативы по созданию государственных волонтерских организаций. То есть, как только граждане поняли, что могут обходиться без государства, государство почувствовало в этом опасность и тут же предприняло меры. В результате волонтерские лагеря из города убрали на окраины, ввели войска для помощи потерпевшим, разборов завалов”, — говорит участник ликвидации последствий схода селевого потока.
“После этого волонтерское движение не сложилось. Какие-то очаги остались, но такого движения, как я наблюдаю в Украине в разных сферах — от армии до законодательных инициатив, нет… И когда вокруг тебя происходят такие события, которые ты понимаешь (а я по образованию историк, нас учили понимать причинно-следственные связи), меняют все вокруг тебя, то, конечно, в них надо участвовать. Тогда я еще не занимался журналистикой, приехал в Крымск как гражданин — днем разгребал завалы, а ночью писал посты в соцсетях. Позже я узнал, что саратовские СМИ брали их и писали новости”, — рассказал Антон Наумлюк.