Работа Совета была сильно сокращена после аннексии Крымского полуострова Россией и обострения обстановки в Донбассе
В Брюсселе впервые за два года прошли переговоры Совета Россия-НАТО на уровне постоянных представителей. Главной темой, по словам генерального секретаря, стала ситуация в Украине, поскольку именно она определяет нынешние напряженные отношения Альянса с Россией.
Работа Совета была сильно сокращена после аннексии Крымского полуострова Россией и обострения обстановки в Донбассе. Тогда было полностью прекращено военное сотрудничество между НАТО и Россией, однако дипломатические отношения замораживать не стали.
Главной ценностью нынешних переговоров, по словам генсека, является сохранение дипломатических каналов в условиях напряженности между двумя странами. Переговоры, задержавшиеся почти на два часа, по словам Столтенберга, были серьезными и откровенными. “Стороны придерживаются очень разных взглядов, но мы слушали друг друга”, – сказал он.
“Однако это не означает, что мы возвращаемся к нормальным отношениям”, – подчеркнул генсек. Ранее, анонсируя встречу, он сказал, что главным условием к возвращению к прежним отношениям станет “уважение международного законодательства” Москвой.
В свою очередь, постоянный представитель России при Североатлантическом альянсе Александр Грушко, который возглавлял российскую делегацию, заявил по окончании встречи, что Россия не испытывает дискомфорта от отсутствия сотрудничества с НАТО при наличии двусторонних отношений со странами альянса.
Грушко также сказал, что диалог – сам по себе уже хороший фактор в отношениях. “Разговор был, используя дипломатический язык, субстантивный. Встреча продолжалась вместо двух запланированных часов почти три с половиной. Мы прошлись по всем основным вопросам, связанным с состоянием безопасности в Европе. Само по себе это уже неплохо”, – заявил дипломат.
Говоря о будущем отношений в рамках Совета, российский постпред заявил, что продолжение диалога возможно лишь при наличии позитивной повестки дня. “Проблема заключается в том, что на сегодняшний день у нас с НАТО нет позитивной повестки дня. Все проекты сотрудничества, которые реально укрепляли и безопасность России, и безопасность стран НАТО, они прекращены”, – сказал он.
Между тем, как считает эксперт-международник Александр Баунов, Совет Россия-НАТО уже изжил себя в том качестве, в котором он изначально создавался, и теперь он будет адаптирован к новой реальности в Европе, станет своего рода центром оперативной координации между Россией и Североатлантическим альянсом к обоюдному удовлетворению сторон.
Помимо Украины, на встрече обсуждался вопрос контроля над военной активностью сторон, ее транспарентность и снижение рисков, связанных с возросшей военной активностью.
Третьим вопросом, обсуждавшимся на переговорах, стала ситуация в Афганистане и международный терроризм. По данным газеты “Коммерсант”, на включении в повестку обсуждения этих вопросов настаивала Россия.
Минские договоренности
Говоря о ситуации в Украине, Столтенберг отдельно подчеркнул, что все страны-члены Альянса выступают за суверенитет и территориальную целостность украинского государства, а также не признают аннексию Крыма. “У нас есть разногласия по фактам, их трактовке, а также ответственности за кризис как в Украине, так и вокруг нее”, – сказал Столтенберг.
Он осудил нарушения режима прекращения огня на востоке Украины в последние дни, а также от имени всех членов Альянса призвал соблюдать Минские договоренности. При этом Столтенберг отдельно отметил, что стороны, подписавшие соглашение в Минске обязаны их соблюдать, и на России лежит за это большая ответственность.
На пресс-конференции он заявил, что “Россия дестабилизирует восток Украины, оказывает поддержку сепаратистам боеприпасами, финансами, оборудованием и руководством”, добавив, что разногласия по украинскому вопросу являются принципиальными. Однако, по его словам, сейчас самое важное – соблюдать договоренности о прекращении огня, и именно это является в данный момент главной целью альянса.
Российский представитель выступил с симметричным заявлением по отношению к Альянсу. “Мы видим, что подготовленные натовскими инструкторами вооруженные силы, контингенты, подразделения не только вооруженных сил Украины, но и спецсилы ротируются на границе в зоне кризиса, это создает дополнительное напряжение с военной точки зрения и с точки зрения безопасности”, – заявил Александр Грушко.
Он добавил, что именно НАТО должно “дать соответствующие сигналы” о том, что “с этой военной активностью нужно заканчивать”.
Противостояние
Вторая тема встречи – военная активность в Европе России и стран-членов альянса – становится все актуальней в последние месяцы и даже недели.
Отношения между НАТО и Россией усложнились настолько, что многие стали вспоминать о противостоянии времен Холодной войны. Это касается как практических действий, так и высказываний политиков и военных с обеих сторон.
За несколько дней до переговоров в Балтийском море произошел инцидент, в ходе которого российские бомбардировщики несколько раз пролетели на близком расстоянии от американского эсминца “Дональд Кук”.
За три дня до встречи российский истребитель перехватил над Балтикой самолет-разведчик ВВС США. В январе произошел точно такой же инцидент.
В свою очередь истребители стран НАТО за последний год неоднократно поднимались в воздух для перехвата российских самолетов, в частности – вблизи британского воздушного пространства.
По словам Столтенберга, одна из целей переговоров – разработать действенные механизмы предотвращения подобных инцидентов. Генсек говорил об облете российскими бомбардировщиками американского эсминца, однако ситуаций, в ходе которых происходит опасное сближение различных военных аппаратов, было больше.
Причем, как особо подчеркнул руководитель альянса, можно использовать уже существующие механизмы предотвращения инцидентов, налаженные каналы связи и документы, достаточно их всего лишь доработать с учетом современной реальности.
Новая реальность
Столтенберг объяснил, в чем заключается эта реальность: “Многое изменилось, мы наблюдаем увеличение военного присутствия, возможностей вооруженных сил”. По его словам, настала пора адаптировать к новой реальности ” Венский документ”, договор стран ОБСЕ 2011 года о мерах укрепления доверия и безопасности.
Ситуация в Европе действительно сильно изменилась в последние месяцы.
Россия концентрирует войска на западном направлении. В январе стало известно, что в Западном военном округе создаются три новые дивизии в дополнение к 1-й танковой армии, которую также создают там же. В феврале Псковская дивизия ВДВ провела учения, на которых отрабатывался захват аэродромов условного противника.
В свою очередь НАТО также рассматривает различные сценарии защиты Балтийских стран, считая это направление потенциально опасным в контексте российского военного вторжения. Западные страны уже начинают реализовывать планы по укреплению обороны именно на этом направлении.
Российское руководство обвиняет НАТО и США в развязывании новой холодной войны и дает понять, что считает НАТО одной из главных угроз безопасности. По окончании переговоров в Брюсселе Александр Грушко заявил, что диалог о мерах по доверию между Россией и НАТО невозможен без снижения альянсом военной активности близ границ России.
Западные политики и военные также называют Россию государством, которое угрожает безопасности стран-членов альянса.
Так, командующий американскими ВВС в Европе генерал Фрэнк Горенц недавно в интервью интернет-изданию Defence News заявил о создании системы сдерживания в Европе, имея в виду угрозу со стороны России. В начале марта главнокомандующий силами НАТО на европейском континенте Филип Бридлав обвинил Россию в том, что она преднамеренно помогает сирийскому правительству в создании кризиса с беженцами.
“Задача как-то растворилась”
В этой новой реальности, как рассказал в интервью Би-би-си российский журналист-международник Александр Баунов, Совет Россия-НАТО может оказаться вполне востребованным и полезным органом.
“Россию бы устроил формат, близкий к отношениям времен Холодной войны, глобального военного соперничества. Что-то вроде постоянно действующей прямой линии, инструмент предотвращения столкновений, консультаций по совместному появлению в каких-то опасных местах”, – сказал он Би-би-си.
По словам Баунова, ранее этот Совет координировал отношения России и НАТО в условиях, с одной стороны, расширения Альянса на Восток, с другой – неких партнерских отношений. Поскольку Россия теперь будет гораздо резче реагировать на возможные попытки расширения НАТО, а о былом партнерстве говорить не приходится вовсе, то и Совет своих изначальных функций более не выполняет.
С другой стороны, по мнению эксперта, НАТО в такой обстановке тоже внезапно обрела новый смысл существования, поскольку организация “была создана для конвенциональных межгосударственных конфликтов, которых не было, и ей приходилось участвовать во внутренних, миротворческих конфликтах, патрулировании и гражданских войнах”.
“Основная задача как-то растворилась, а тут она снова возникла из ничего”, – резюмирует эксперт.
Что касается будущих переговоров в рамказ Совета Россия-НАТО, то, по словам Столтенберга, его работа формально не прекращалась, и следовательно переговоры, подобные нынешним, будут продолжаться, хотя конкретные даты пока не обсуждались.