Новая Украина начинается не в мегаполисе, а в городе, где 20 или 30 тысяч людей поверили человеку, способному быть хорошим управленцем, пишет корреспондент НВ Ольга Духнич.
История об украинцах на нынешних местных выборах и после них – это история о людях, которые хотят похудеть на 15 кг за двое суток и страшно удивляются, что даже при правильной диете и посещении тренажерного зала удается скинуть только полтора. Главной интригой и центром внимания сознательных и прогрессивных украинцев весь предыдущий месяц были большие украинские города – как проголосуют Харьков, Днепропетровск, Львов или Киев? Вот что важно, остальное не в счет. При том, что фавориты выборов в этих городах любому человеку, внимательно следившему за избирательной кампанией, были понятны задолго до оглашения результатов. Как было понятно, что за эти выборы сбросим все те же скучные полтора килограмма лишнего веса и глупости, но по-детски и упрямо хотелось все 15 кг.
Теперь можно сколько угодно страдать и кричать «Все пропало!», а можно запастись терпением и увидеть, что на самом деле многое меняется, и особенно заметно это не в больших городах, которые мы привыкли считать центрами инноваций, а в городах маленьких. Здесь люди постепенно учатся выбирать городского голову и понимать, что этот выбор к их непосредственной повседневной жизни порой имеет гораздо большее отношение, чем глобальные парламентские или президентские выборы. Впервые потребность в справедливости, нормальном управлении городом, привлечении инвестиций и создании рабочих мест в нескольких украинских городах стали важнее, чем сладкие слова о зарплатах и пенсиях, тарифах и светлом будущем.
И пока все удивляются и досадуют вполне ожидаемому выбору Харькова, у меня перед глазами два других примера – Тростянец и Глухов. Два эти города попадают под классификацию малых городов с населением менее 50 тысяч человек. По забавному стечению обстоятельств оба они расположены в Сумской области.
Четвертый раз городским головой Тростянца становится Юрий Бова с результатом в 67%. В этом году он шел в мэры от молодой и пока малоизвестной партии Сила людей, которая появилась намного позже, чем Бова стал мэром. Это тот странный для Украины пример, когда скорее мэр продвигает молодую партию, а не наоборот. Что сделал за годы управления маленьким городом городской голова, можно почитать на сайте городского совета Тростянца. Меня же в свое время город удивил днями Петра. Чайковского, музыкальным фестивалем, фестивалем исторической реконструкции «Старая крепость» и международным живописным пленэром. И все это в городе, население которого – чуть более 20 тысяч человек. И это все о той же Украине, о которой мы плачем и причитаем.
Вторая история этих выборов – победа Мишеля Терещенко в городе Глухове с результатом в 65% городской поддержки. Терещенко – потомок знаменитого рода украинских филантропов и сахарозаводчиков Терещенко, причастных к созданию большинства исторических шедевров Киева – от Владимирского собора до университета им. Шевченко. Предки Мишеля Терещенко не только происходят из Глухова, но и дважды были там градоначальниками, подарив городу несколько прекрасных зданий, включая Трех-Анастасиевский кафедральный собор. Мишель, родившийся и выросший во Франции и США, о родном городе почти ничего не знал, но 15 лет назад бросил карьеру успешного американского бизнесмена и по зову сердца вернулся в Украину, в родной Глухов, возродил в городе производство льна, обеспечил работой часть населения города и наконец-то после упорной борьбы стал городским головой. «Я уже стар для войны, но борьба за Глухов – это моя АТО», – сказал он мне в интервью год назад. Сказал и сделал. Люди поверили ему, несмотря на огромный админресурс его оппонента, до этого казавшегося вечным. Подробнее о жизни Терещенко и его работе в Украине при желании можно почитать здесь.
В общей волне поствыборного негатива эти истории могут остаться неизвестными только потому, что мы привыкли сверять свою жизнь по большим городам. Нам удобно и привычно думать, что только большие города способны создавать изменения. Мы забываем, что изменения имеют качественную составляющую.
Большие города рождают революции, в то время как маленькие города – эволюцию. В маленьких городах созревает городская культура комфорта, формируются крепкие социальные связи и общественное доверие.
Если вы росли в маленьком городе в относительно честной, заботливой и безопасной среде. Если с детства в этом городе у вас было достаточно культурных событий и шанса проявить собственную компетентность, не попадая почти сразу в ситуацию жесткой конкуренции города большого. Если у вас возле дома было чисто и было где провести свободное время, вы все равно, возможно, переедете в большой город, но вы переедете совсем другим человеком. Маленькие города наполняют города большие, и совсем не все равно, с какими ценностями туда каждый год приезжают новые люди.
Мне очень интересно, что происходит в Украине с маленькими городами. Учатся ли они накапливать свой социальный капитал, создавать среду для жизни. Научатся ли в ближайшем будущем формировать вертикаль относительно здоровой городской власти, которая не за мир во всем мире, против коррупции во всем мире плюс контрактная армия и отсутствие налогов, а за дороги, хорошие парки, рабочие места, арт-центры и городские библиотеки.
Я не верю, что нормальная городская и гражданская культура в Украине связана с открытием трех новых кофейных домов в Киеве и пятью «ивэнтами с бонусами и флаерами для селебрити». Но я верю, что она начинается где-то в маленьком городе, где люди учатся жить хорошо и возвращают себе чувство собственного достоинства. Измените политическую культуру и повседневную жизнь маленького города, и вы измените большой, а вот наоборот – вряд ли.
Очень надеюсь, что эти две истории – о новой Украине, которая начинается не в мегаполисе, а в городе, где 20 или 30 тысяч людей поверили человеку, способному быть хорошим городским управленцем. Но эту новую Украину мы очень легко можем пропустить, традиционно повторяя «зрада».