Политические новости

Дело на 650 гектаров: Почему ГПУ снова заинтересовалась Кернесом и Добкиным

Из-за каких дел Генеральная прокуратура обыскивала Геннадия Кернеса и Михаила Добкина.

Сегодня утро началось с новостей об обысках в знаменитого харьковского дуэта «Допы и Гепы» – действующего городского головы Харькова Геннадия Кернеса и бывшего мэра этого города, потом – губернатора Харьковщины, а ныне – народного депутата от «Оппозиционного блока» Михаила Добкина.

Первые сведения

По словам пресс-секретаря Юрия Луценко Ларисы Сарган, которая первой сообщила о проведении обысков, обыски проводятся в связи с уголовным делом, касающимся организации схемы по хищению 654 га земли Харькова на сумму 4 млрд грн.

По ее словам, в процессуальных действиях участвуют 100 сотрудников Генпрокуратуры и сотрудники СБУ, а обыскивают отель «Националь», где живет городской голова. Зашли правоохранители и к матери Добкина, но обыск провести там не удалось – оказалось, что там прописан сам нардеп. Следовательно, дом является неприкосновенным.

По информации ГПУ, фигурантами земельных махинаций указываются экс-мэр Харькова (2006-2010 годы) Михаил Добкин, нынешний мэр Харькова Геннадий Кернес, директор юрдепартамента Харьковского горсовета Владимир Коваленко, главный архитектор Харькова Чечельницкий и бывший руководитель харьковского управления госкомзема Юрий Санин.

Реакция фигурантов

В свою очередь, адвокат Геннадия Кернеса Александр Гунченко подтвердил проведение обысков у мэра и близких ему людей, обыски проводятся также в здании горсовета.

По логике жанра, Добкин и Кернес сразу же заговорили о политических мотивах дела. Так, Михаил Добкин заявил, что правоохранители «давят на оппозицию», а Геннадий Кернес не смог отказать себе в удовольствии обвинить во всем политических оппонентов – министра внутренних дел Арсена Авакова, нардепов Антона Геращенко и Зоряна Шкиряка. Не приведя при этом никаких аргументов.

Харьковский рейд

Позже, на брифинге, Юрий Луценко опроверг наличие политической составляющей. “Любые упреки в политизации процесса я исключаю хотя бы потому, что это первое наше дело, которое потом будет дублироваться и в других городах”, – сказал генпрокурор.

После чего глава ГПУ раскрыл детали «харьковского рейда». По его словам, сейчас проводится 120 обысков по этому делу в Харькове. Обыски проводятся на территории мест проживания лиц, подозреваемых в создании преступной организации и по месту юрлиц, где зарегистрированы жилищные кооперативы.

Однако главное место проведения обысков – это Харьковский городской совет, у одного из депутатов которого, между прочим уже успели изъять 300 тысяч долларов.

“Схема проста: руководство города оформляло жилищные кооперативы и переуступало им городскую землю. Собственниками земли становились приближенные к руководству города люди, члены их семей, бизнес-партнеры, политические деятели, судьи и работники правоохранительных органов Харькова”, – рассказал Луценко.

Также, по словам генпрокурора, принято решение изымать не все документы, а только те, которые нужны для будущего судебного процесса. Кроме того, запрещено в ходе обысков забирать личные вещи, кроме случаев, когда будут найдены в крупных размерах деньги или драгоценности.

Генеральный прокурор намекнул, что по делу проходят несколько народных депутатов. “Если мы говорим о народных депутатах, которые фигурируют по этому делу, а там он не один, то мы будем работать и в момент, когда мы получим факты… мы выйдем на представление в Верховную Раду об отмене неприкосновенности”, – сказал он.

“Подозрение без изъятия документов невозможно. Поэтому это первый этап, мы забираем все необходимые документы. Определенное время, от трех до четырех недель уйдет на анализ этих документов с последующим процессуальным оформлением нескольких десятков человек”, – заявил Луценко.

Глава ГПУ подчеркнул, что мэр Харькова Геннадий Кернес и нардеп Михаил Добкин подозреваются в организации преступной схемы, но сейчас являются свидетелями.

“Они подозреваются в создании преступной организации, которая ставила целью хищение государственного имущества с использованием служебного положения”, – сказал он.

Луценко подчеркнул, что обыски в горсовете Харькова продлятся еще несколько дней. По его словам, это главное место обыска.

По итогам брифинга Генпрокурор Юрий Луценко пообещал, что следствие в любом случае вернет громаде Харькова 650 га земли, которые, по его словам, были незаконно отчуждены местной властью.

“650 га по балансовой стоимости 4 млрд, которые были украдены из харьковской собственности, вернутся в харьковскую собственность. Это я точно гарантирую”, – сказал он.

Луценко заверил, что это будет сделано, даже если следствию не удастся доказать создание преступной организации, причастной к этим махинациям.

По словам Луценко, земля в Харькове отдавалась по схеме, похожей на ту, которую в свое время применял экс-мэр Киева Леонид Черновецкий.

“Все, кто живет в Киеве, эту схему знают. Незабвенный «Космос», он же городской голова Черновецкий, брал 100 студентов, оформлял их как кооператив, отводил им землю, в тот же день они отдавали эту землю через нотариуса нужным людям”, – сказал генпрокурор.

Непростая история

Тандем Геннадий Кернес—Михаил Добкин пришел к власти в Харькове в 2006 году, когда первый стал секретарем городского совета, а второй – мэром города. С тех пор команда Кернес–Добкин железной рукой правила вторым по величине городом Украины (а после назначения в 2010 году Михаила Добкина губернатором – и всей промышленной областью).

Лидером тандема однозначно был Кернес, что очень ярко видно по одному из самых известных в Украине видеороликов, на котором Геннадий Адольфович не подбирает слов по отношению к Михаилу Марковичу.

Во время Евромайдана руководители Харьковщины заняли, наверное, наиболее ястребиную и агрессивную позицию по отношению к протестующим. Репрессии против майдановцев в городе отличались особым размахом и «креативом».

Более того, Геннадий Кернес и Михаил Добкин поддерживали радикальную пророссийскую организацию «Оплот», которая преследовала протестующих в Харькове и поставляла титушек в Киев.

После победы Революции Достоинства, Кернес пробовал найти общий язык с новой властью. Не поддерживал (по крайней мере, публично) сепаратистов. Но и не препятствовал им.

Весной 2015 года мэра Харькова обвинили в похищении евромайдановца, пытках, угрозе убийством. Но в настоящее время дело, которое рассматривается в одном из районных судов Полтавы, движется чрезвычайно медленно.

regional