Политические новости

Не повторить боснийской ошибки – важнейшая задача украинской дипломатии, – эксперт

После отставки российского посла Михаила Зурабова и истории с "украинскими диверсантами" в Крыму диалог между двумя странами практически заморожен.

Путин заявил, что не видит смысла встречаться в Нормандском формате.

Что делать в этой ситуации Украине? Что обычно: выжидать и укреплять линию обороны.

Конкретные действия России предсказать, как всегда, трудно. Но задача запустить процесс смягчения санкций остаётся для Москвы приоритетной. Для этого, в свою очередь, необходим какой-то прогресс по выполнению Минских соглашений. И Кремль попытается форсировать реализацию соглашений в той последовательности, которая интересна ему.

По всей видимости, Россия будет давить по двум направлениям. Первое – демонстрировать Западу, что именно Украина виновна в пробуксовке Минских соглашений.

Второе – намекать уже Киеву, что новая военная эскалация с отъёмом ещё каких-то кусков территории вполне возможна. Именно это мы сейчас и наблюдаем. С одной стороны, Москва пытается убедить Запад, что Украина вместо того, чтобы идти по пути развития мирного процесса, организовывает какие-то диверсии (впрочем, не думаю, что это окажется убедительным для американцев и европейцев – уж больно грубо всё сработано). С другой стороны – наращивает военную мощь сепаратистов и санкционирует обстрелы, дабы показать Киеву, что будет, если украинская сторона не пойдёт на уступки.

У Киева в этой ситуации возможностей, как обычно, немного. Конечно, нужно укреплять обороноспособность – даже не для того, чтобы воевать, а чтобы показать: цена дальнейшего продвижения по украинской территории может оказаться очень велика.

Ну, а главное, это всё же апелляция к западным партнёрам Украины с аргументированными разъяснениям, почему реализация Минских соглашений таким образом, на котором настаивает Россия, невозможна. И вовсе не принесёт мира на украинскую землю, а скорее наоборот.

Нам снова приходится надеяться на “старших товарищей”. Российская сторона не заинтересована в конфронтации с Западом, практика конфронтации фактически уже потерпела крах. Кремль нуждается в потеплении отношений, так как начинает чисто экономически не выдерживать новой Холодной войны с Западом: до полного краха ещё весьма далеко, но напряжение уже ощущается.

Россияне пытаются убедить Запад, что Украина сама виновата в своих неприятностях. А европейцы, как мы знаем, хотят скорейшего мира любой ценой, несмотря на негативный пример Боснии и Герцеговины. Там боевые действия когда-то были остановлены под давлением Запада. Люди не гибнут, что, конечно, очень хорошо. Но само государственное устройство, где непримиримые общины блокируют любые инициативы друг друга, не даёт стране возможности развиваться и делает её едва ли не самой неблагополучной в Европе.

Что-то подобное может ожидать и Украину в случае реализации кремлёвского плана широкой автономии Донецкой и Луганской областей (под контролем пророссийских сил) в составе единого государства. Убедить европейцев не повторять боснийской ошибки – важнейшая задача украинской дипломатии.

Георгий Чижов
Эксперт по общероссийским и региональным вопросам

vlad