Политические новости

Мировые экономисты выступили за запрет офшорных юрисдикций

«Побороть офшоры будет непросто, поскольку имеет место огромная личная заинтересованность тех, кого устраивает текущее положение дел», — предупреждает в публичном письме группа экономистов.

В понедельник более трехсот экономистов из 30 стран мира обратились к мировым лидерам с призывом полностью запретить офшорные юрисдикции. Под коллективным письмом подписались экономисты с мировым именем — в частности, лауреат Нобелевской премии по экономике прошлого года Ангус Дитон, бывший главный экономист МВФ Оливье Бланшар и исследователь неравенства, автор бестселлера «Капитал в XXI веке» Томас Пиккетти. Свой главный аргумент экономисты традиционно формулируют в терминах выгод и потерь: экономических обоснований для существования налоговых гаваней не существует, поскольку они не повышают нашего благосостояния и не двигают экономику вперёд. Чаще происходит наоборот — офшоры увеличивают неравенство и бедность во всём мире как инструмент коррупции и преступной деятельности.

Авторы обращения подчёркивают, что, несмотря на различные взгляды по поводу оптимального уровня налогообложения и прочие разногласия, по вопросу офшоров был достигнут консенсус. «Мы согласны с тем, что территории, позволяющие прятать активы и прибыли в фиктивных компаниях, не ведущих никакой реальной деятельности, искажают работу глобальной экономики». Обращение было приурочено к международному саммиту по борьбе с коррупцией, который пройдёт 12 мая в Лондоне под председательством премьер-министра Великобритании Дэвида Камерона (британский политик сам вплоть до 2010 года владел долей в панамском трасте).

Ранее с похожей инициативой по регулированию офшоров выступила международная организация по борьбе с коррупцией Transparency International. Панамское расследование выявило «темную сторону глобальной финансовой системы, в которой банки, юристы и финансисты позволяют секретным компаниям скрывать незаконно нажитые деньги, — говорил председатель организации Хосе Угас. — Мировые лидеры должны объединиться и запретить офшоры, питающие масштабную коррупцию и позволяющие коррупционерам получать выгоду от незаконных богатств».

Чтобы покончить с офшорами, Transparency призывает сделать международным стандартом публичную регистрацию конечных владельцев компаний и применять санкции к юрисдикциям, не соблюдающим этот стандарт. Эту идею разделяют многие экономисты, на страницах «Новой газеты» ее развивал, например, Даниил Шестаков: «Бороться с такой практикой поможет глобальный финансовый регистр: список всех существующих в мире активов и тех, кто владеет этими активами, вместе с историей передачи активов из рук в руки». Санкции же могут состоять в отказе от работы с банками, скрывающими имена своих вкладчиков, и в введении торгового эмбарго на продукцию офшорной территории.

Процесс глобальной деофшоризации разумно начинать с Великобритании, считают в Global Wealth Report — страна обладает суверенитетом практически над третьей частью всех офшорных зон (речь идёт о заморских территориях Соединенного Королевства). Противники офшоров полагают, что власти Великобритании обладают достаточной властью, чтобы повлиять на внедрение публичных регистров на этих территориях. В качестве прецедента подобного влиянии они говорят о декрете британских властей от 2000 года, декриминализовавшем гомосексуализм на Карибских островах.

«Побороть офшоры будет непросто, поскольку имеет место огромная личная заинтересованность тех, кого устраивает текущее положение дел», — предупреждает в публичном письме группа экономистов. Кэмерону ещё только предстоит убедить лидеров офшорных юрисдикций явиться на приближающийся антикоррупционный саммит, и трудно предсказывать исход их переговоров. На стороне премьера, по крайней мере, поддержка соотечественников: опрос Global Witness и Oxfam показал, что 85% британцев уверены в необходимости раскрытия конечных бенефициаров офшорных компаний.

Хотя коррупция располагается лишь в конце первого десятка проблем, волнующих россиян, масштабы этого явления в нашей стране хорошо известны. Согласно последним исследованиям Колумбийского университета, на конец 2014 года в офшорах находилось $1.2 трлн российских активов, и эта сумма продолжает расти в связи с политической нестабильностью и рецессией в экономике. О природе этих денег красноречиво говорит другое исследование: журнал The Economist на днях поместил Россию на почётную первую строчку в рейтинге стран «кумовского капитализма», где крупный бизнес неотделим от государства. При этом уже давно анонсированная российскими властями «деофшоризация» страны не приносит никаких результатов. Впрочем, «панамский скандал» способен подстегнуть процесс международного сотрудничества в сфере регулирования офшорных схем — бороться с офшоризацией на национальном уровне не получится. Это можно сделать лишь с помощью прозрачных инструментов, действующих в масштабах всей планеты.

rebrov