Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков подчеркнул: пройдет полноценная "сидячая" встреча, а не быстрая беседа "на ногах".
Ни в России, ни в США не ожидают прорыва от встречи Владимира Путина и Дональда Трампа на саммите “Большой двадцатки”. Но для Кремля эта встреча важна: чиновники рассчитывают, что она станет отправной точкой для начала диалога после многолетнего ухудшения отношений.
К моменту этой встречи Дональд Трамп будет находится на посту президента уже почти полгода (а точнее – 168 дней). Во время предвыборной кампании Трамп и Путин не раз обменивались любезностями, демонстрируя уважение и даже симпатию друг к другу. Но после вступления Трампа в должность они ограничивались лишь телефонными переговорами.
Трамп за время вступления в должность успел принять у себя премьер-министра Великобритании Терезу Мэй, премьера Японии Синдзо Абэ, совершить большой визит на Ближний Восток. Также президент США успел лично пообщаться с лидерами всех стран-участниц “нормандского формата” по украинскому урегулированию. В марте он принял в Белом доме канцлера Германии Ангелу Меркель и новоизбранного президента Франции Эммануэля Макрона. В июне в Вашингтоне состоялась встреча с президентом Украины Петром Порошенко.
В ожидании встречи
Переговоры Владимира Путина и Дональда Трампа пройдут 7 июля “на полях” саммита “Большой двадцатки” в Гамбурге. До официального объявления Кремль подчеркивал, что формат встречи не имеет значения. Но теперь пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков подчеркнул: пройдет полноценная “сидячая” встреча, а не быстрая беседа “на ногах”.
Сколько времени будет в распоряжении двух лидеров, ни Москва, ни Вашингтон не раскрывают. Окончательно это не определено, но “беседа будет достаточно обстоятельная”, пообещал помощник Путина по международным вопросам Юрий Ушаков, хотя и будет ограничена по времени.
В Кремле “много ждут” от встречи, рассказывал журналистам Ушаков. “Во-первых, первый контакт очень важен, и есть, что обсуждать”, – добавил он.
Поскольку встреча первая, главное в ней – первое знакомство президентов, отметил Дмитрий Песков, отвечая на вопрос Би-би-си. Он ожидает, что между лидерами установится рабочий диалог, который “жизненно, наверное, необходим для решения критической массы конфликтов и проблем”.
“Внутриполитическое противостояние в США серьезно ударило по российско-американским отношениям. Иной раз поражаешься, с какой легкостью в американском политическом классе готовы жертвовать нормальностью в наших отношениях”, – подтвердил в интервью ТАСС покидающий в июле свою должность посол России в Вашингтоне Сергей Кисляк.
Кремль ожидает, что именно на этой встрече может начаться восстановление российско-американских отношений, которые планомерно ухудшались с 2014 года. В Москве ожидали, что отношения начнут налаживаться после избрания Трампа президентом, но ситуация лишь ухудшилась, говорил Би-би-си высокопоставленный кремлевский чиновник, не уполномоченный давать официальные комментарии для прессы.
“Трамп оказался заложником внутриполитического наследия, переданного ему Обамой”, – объяснял не оправдавшиеся надежды российский чиновник.
Сирия и санкции
Последние месяцы отношения России и США обсуждались в контексте скандалов вокруг избирательной кампании Трампа (из-за подозрений в контактах с российскими чиновниками в администрации американского президента прошли масштабные перестановки, а сам Трамп находится в центре расследования о возможном сговоре между Москвой и членами его избирательного штаба).
Трамп намеревается затронуть на встрече с Путиным вопрос о предполагаемом вмешательстве России в президентские выборы, сообщал телеканал Си-эн-эн. Однако он не будет ключевым, пишет New York Times.
Россия сосредоточится на вопросах об Украине и Сирии, перечислял повестку встречи Песков. Также Москва будет говорить о контроле над вооружениями и стратегической стабильности, координации в борьбе с наркотрафиком и распространением оружия массового уничтожения, говорил Ушаков.
Однако ни по одному из вопросов у стран нет единой позиции. Дмитрий Песков говорил, что Россия расскажет о “безальтернативности минских договоренностей”. А госсекретарь США Рекс Тиллерсон ранее отмечал, что США не хотели бы быть “связанными по рукам” условиями минских соглашений и не исключил поиска урегулирования в Украине за их рамками.
США готовы уступить России лидерство России в урегулировании внутриполитической ситуации в Сирии и определении дальнейшей судьбы сирийского президента Башара Асада, писал со ссылкой на неназванные источники Foreign Policy.
Вашингтон намерен сосредоточиться в Сирии только на борьбе с ИГ (организация признана экстремисткой и запрещена в России, Британии и других странах), отмечали источники издания. Об этом же в мае говорил и Тиллерсон.
Нельзя сводить встречу президентов к решению технических вопросов и вместе с тем нельзя ожидать, что будут разрешены вопросы, которые требуют очень серьезных переговоров, сказал Би-би-си бывший министр иностранных дел России Игорь Иванов. “И сирийская проблема, и украинская проблема не имеют простых форм и решений. Важно, чтобы президентами были даны поручения специалистам для поиска решений. Даже в годы холодной войны стороны доказывали, что когда есть политическая воля, можно достигать договоренности по самым сложным проблемам”, – отметил Иванов.
Не менее сложный и нерешаемый вопрос – это американские санкции. Сенат США одобрил расширение санкций против Ирана и России, но конгресс будет рассматривать их уже после саммита G20. Кроме того, администрация Трампа расширила “персональные” санкционные списки физических лиц и организаций. Кремль новые санкции комментировал “с сожалением”.
Дачи и погода
Россия требует решения вопроса о закрытии доступа дипломатов в резиденции в штатах Мэриленд и Нью-Йорк. Сотрудников российского посольства перестали пускать туда в 2016 году под предлогом ведения российской стороной разведывательных операций с загородных баз. Терпение Москвы на исходе, говорил недавно Песков, и в скором времени Россия обсудит ответные меры.
Без решения проблем дипломатов, без нейтралитета и соблюдения норм дипломатической деятельности невозможно вернуться к решению более сложных вопросов – безопасности, политики и других, говорит директор Института Кеннана Мэтью Рожанский. Именно эти темы станут основной повесткой первой встречи двух президентов, полагает он.
“Когда избивают американского аккредитованного дипломата у стен посольства на российской земле – это не одно и то же, что жесткие вопросы или выпады прессы в отношении посла России. Кстати, напомню, что [бывший] посол [США в России Майкл] Макфол сталкивался с чем-то похожим в бытность работы в Москве. Думаю, что в основе гарантии с обеих сторон – надлежащее отношение к дипломатическим миссиям друг друга. Это касается как людей, так и собственности”, – отмечает Рожанский.
“Такие вопросы… А чего мы ждем от того, какой будет погода?” – ответил журналистам на вопрос об ожидания от встречи министр иностранных дел России Сергей Лавров.