Якобы православный Путин, возможно, знает о существовании Прощенного воскресенья, когда перед Великим постом верующие просят прощения друг у друга, чтобы с чистым сердцем и помыслами начать поститься и встретить Пасху.
Наверняка знает – коллеги по РПЦ должны были ему объяснить. Истинно верующий должен знать слова Евангелия от Матфея – «не будьте унылы как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица». Путин мрачен почти всегда, а поскольку не просит ни у кого прощения, то наверняка – лицемерен.
Прощение – это не столько ритуал, сколько принцип поведения справедливого человека. Человечество придумало много способов избавления от угрызений совести – покаяние и раскаяние, просьбы о прощении и элементарное извинение. Но, кажется, человечество обошло стороной Россию последних 99 лет – с тех пор, как на значительной территории земли появилась чудовищная идеология – марксизм-ленинизм. Проблемы с совестью в России были и раньше, но в те времена мир был заражен колониализмом – желанием прибирать к рукам территории. Мир был поделен – a у Российской империи оставались только соседи, поэтому свою колонизацию было решено назвать «собиранием земли русской».
У британцев такого шанса не было – и в середине прошлого века они покинули Индостан. Так поступили испанцы с Южной Америкой и французы с Африкой, немцы с Карибами, Африкой и частью Суринама. Никто не навязывал «немецкий мир» или «английский мир», но есть международная организация сотрудничества франкоязычных стран мира – Франкофония, есть британское Содружество наций, объединяющее не только бывшие колонии, но и те страны, где пользуются английским языком, – Мозамбик, Руанда, Намибия и Камерун. 23 страны Латинской Америки, Африки и Тихоокеанского бассейна входят в Испанидад – сообщество народов и государств, в которых значительную роль играет испанский язык и сформированная на его основе культура.
Современные правительства стран-бывших колонизаторов сохраняют добрые отношения со своими бывшими колониями, стараясь оказывать им политическую и экономическую поддержку, принимая потомков когда-то завоеванных народов. Это одна из форм извинений за преступления прошлого, за убийства и репрессии против тех, кто сопротивлялся колонизации. С точки зрения морали, это и есть покаяние и раскаяние, и эмигранты отдают должное такой возможности быть равным – становятся министрами и учеными, спортсменами и артистами, художниками и писателями, военными и конструкторами. В России таких называют гастарбайтерами или просто «чурками» и другими оскорбительными словами, хотя еще недавно они жили в Советской империи, а до того – в Российской империи.
Территории, которые составляли обе империи, захватывались дважды – во время «собирания земель русских» в 16-19 веках и позже – в 20 веке, когда большевики, до того клеймившие колониальный царский режим, решили повторить процесс собирания, но теперь под другим брендом – под социалистические лозунги про братство и равенство, и «светлое будущее всего человечества». Убивали при царе-батюшке, убивали во славу марксизма-ленинизма. Принести извинения никто не удосужился – посчитали что процесс тот был естественный – уничтожали население во имя светлого будущего.
Колониальное прошлое России продолжается в его настоящем – многочисленных попытках утвердиться в современном мире. Но не так, как это делают Великобритания, Германия или Франция, помогая народам, которых когда-то завоевали, а продолжением завоеваний. Чеченцев захватывали несколько раз: Кавказская война в 19 веке, большевистская оккупации в начале 20-го, войной 1994 года, оккупация 2000 года, уже в 21 веке. Никто в Кремле так и не удосужился извиниться перед чеченцами за 200 с лишним лет своих кровавых преступлений. За ковровые бомбардировки в конце 20 века, за использование запрещенного оружия, похищения и убийства, за превращение чеченцев в послушную массу, называемую кадыровцами. Кремль пытается уничтожить чеченский дух, как когда-то в начале 19 века пытался уничтожить грузинский дух из населения маленькой страны, запретив церковь, запретив моления на грузинском языке, запретив обучение на грузинском языке, уничтожив грузинские фрески и насаждая русификацию среди народа, который сформировался за несколько тысяч лет до того, как появились так называемые «русские».
Задолго до сбитого в небе над Донбассом малазийского самолета Россия открыла список своих жертв. Если составить список всех убитых от российского оружия в процессе «собирания земель русских», поддержки «стран народной демократии» советскими коммунистами и сторонниками путинского «русского мира», то даже предполагаемая цифра будет ужасающей – сотни миллионов за последние 500-600 лет. Врагам советских и современных русских, американским «пиндосам», и не снилась такая жестокость, с которой создавался будущий «русский мир». Самой жестокой была русско-чукотская война – в 17-18 веках – она длилась 150 лет. Была русско-хакасская в 17 веке, длившаяся 120 лет, в 1730 году произошло военное столкновение коряков с русской армией, с 1634 по 1684 годы было несколько русско-юкагирских войн. В 1802-1805 годах было несколько Русско-тлинкитских войн, так называемая Русско-индейская война – серия вооруженных конфликтов между русскими колонистами и индейцами-тлинкитами за контроль над островом Ситка на Аляске.
С 1552 по 1585 годы поднимали восстание марийцы, сопротивляясь присоединению к так называемому Русскому царству Ивана Грозного. За три русско-черемисских войны было убито более 10 тысяч марийцев. В последней войне 1581-1585 годов вместе с марийцами в восстании участвовали и другие народы Поволжья – чуваши, мордва, татары. После жестокого подавления восстания марийцам запрещалось заниматься кузнечным делом, селиться в городах и оставаться в них на ночлег. Они были выселены с берегов крупных рек, в том числе и с Вятки. C 1487 по 1550 годы было несколько попыток захватить Казань и уничтожить независимость Казанского ханства. Последний поход 1552 года оказался успешным для русских войск, которые затем провели насильно крещение части татар и не оставляли попыток русификации.
Вы вряд ли слышали об извинениях представителей российской власти перед захваченными народами – их попросту не существует. Произносились ли слова сожаления – тоже неизвестно, поскольку в советское время в идеологии коммунистического интернационализма присутствовало странное словосочетание – «добровольное присоединение». Большевики были теми же имперцами, что до них и императоры – они пытались предотвратить отделение захваченных территорий и любую попытку обсуждения на эту тему, вдалбливая в головы ложь о «добровольности». Правда, в советское время появилась и саркастическая пародия – фраза о «добровольном принуждении».
Теперь Россия врет о Сирии. Каждый день правозащитники сообщают о десятках погибших мирных жителях, часть из них – дети. Россия отчаянно цепляется за собственный миф о «мировой державе», не умея предложить ничего взамен, кроме оружия и снарядов. К отсутствию совести в отношении агрессии в Украине Кремль настойчиво собирает горе и трагедии в других странах. Никто никогда не дождется извинений – ситуация после обнародования доклада по расследованию гибели малазийского самолета болеe чем печальная – весь мир увидел, что у России совести не было, нет и вряд ли она когда-нибудь появится. Не волнует Россию и россиян погибшие сирийские дети.
Не знаю, нужно ли напоминать Путину о том, что он как истинно верующий должен знать – безнаказанность не может продолжаться всегда. Если подчиненные служивые из РПЦ ему не говорят, то, может, найдется кто на потенциальном суде, кто покажет фотографии Путина в храме и напомнит ему слова из Нагорной проповеди Иисуса Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Хотя уверенности в том, что Путин действительно верующий, никакой нет – он всего лишь обычный внедренный чекист – без веры, чести и совести. И извиняться ему не за что – совершив одно преступление и не получив наказания, он будет совершать следующее.
Олег Панфилов
Профессор Государственного университета Илии (Грузия), основатель и директор московского Центра экстремальной журналистики (2000-2010)