Иосиф Зисельс и Али Хамзин - представители тех двух меньшинств, судьба которых - наряду с положением этнических русских - так беспокоит Кремль, что во имя обеспечения их безопасности Россия аннексировала Крым и стянула войска к границе с Украиной.
Первый – председатель Ассоциации Еврейских организаций и общин Украины, второй – член президиума Меджлиса крымско-татарского народа и руководитель управления Меджлиса по внешним связям.
В Берлин они приехали, чтобы рассказать, как сами видят ситуацию, говорится в репортаже DW. В среду утром, 9 апреля, Иосиф Зисельс и Али Хамзин более трех часов беседовали с представителями немецких СМИ.
Иосиф Зисельс начал беседу с заявления о том, что “тема антисемитизма сегодня не очень актуальна для Украины”. Как же так, поинтересовался один из немецких коллег, а подожженная в Киеве синагога?
Во-первых, с юмором ответил гость, было это не в Киеве, во-вторых, не синагога, а в-третьих, никто ее не поджигал. Бывший диссидент Зисельс, отсидевший шесть лет в советской тюрьме за политическую деятельность, говорит, что “даже в советское время мы не сталкивались с такой оголтелой пропагандой и с таким уровнем провокаций, как сейчас”.
По его оценке, сегодня в Украине нет угрозы антисемитизма. Этой темой Зисельс занимается давно и тщательно. Он знает, что, например, в Германии, которую трудно заподозрить в терпимом отношении к этому явлению, в 2013 году были зафиксированы 1300 антисемитских инцидентов, а в Украине, по его словам, только 13.
“Единственная угроза, которая сегодня есть, это агрессия России, – констатировал он. – И если Путин в своей речи говорит, что агрессия России против Украины вызвана не только ущемлением прав русскоговорящих, но и ростом антисемитизма – а я точно знаю, что это не так – значит Россия, очевидно, готовит провокации”.
Именно провокациями Иосиф Зисельс считает те две антисемитские выходки, которые были зафиксированы в Крыму уже после аннексии полуострова.
Он рассказал, что “один из трех крымских раввинов, покинувших Крым после вступления русских войск, когда вернулся в Севастополь, то сразу нарвался на антисемитскую листовку”. А первый случай был в день вступления российских войск, “когда на стенах синагоги в Симферополе появились свастики и надписи с угрозами”.
В Крыму проживает порядка десяти тысяч евреев, которым, по словам Зисельса, ничего и никто не угрожает. Ну, разве что казаки, добавил он, но и то – только теоретически, поскольку “это не настоящие казаки, как сто лет назад, а постмодернистские”.
Но вот лет через пять, предсказывает Зисельс, евреев будет в Крыму очень мало. “Посмотрите, сколько евреев осталось в Абхазии, в Южной Осетии, в Приднестровье”, – многозначительно заметил он. Впрочем, добавил Зисельс, евреям есть куда уехать, например, в Израиль, а вот крымским татарам, которые по его оценке подвергаются наибольшему риску, деваться некуда.
Особую тревогу у них вызывает реальная перспектива остаться без крова. Когда крымские татары – после депортации – стали возвращаться на свою историческую родину, то многие произвольно строили себе дома на пустующих, никому не принадлежавших участках земли.
Али Хамзин называет такие действия “самовозвратом”. Причиной он считает тот факт, что не только “крымские татары, но и все прочие жители Крыма, которые так поступали, не могли получить земельные участки, хотя и имели на это конституционное право”.
Украинские же власти, посетовал он, “после 1991 года так и не завершили процесс оформления участков под застройку для крымских татар”, а в результате 80 процентов этих участков не были легализованы, не внесены в кадастровые книги. Местные власти, однако, смотрели на это сквозь пальцы.
“Российские власти на эту ситуацию смотрят совершенно иначе, – говорит Али Хамзин. – Они могут элементарно вынести решение об изъятии участка, а хозяину дома, в котором он живет уже 10-15 лет, предложат разобрать его и вывезти туда, куда они сочтут нужным”.
По словам Хамзина, только вокруг Симферополя есть около 300 поселков крымских татар, возникших на “ничейной” земле. “Это десятки тысяч семей, которые завтра могут быть лишены участков земли, а значит – и своего крова, – пояснил он. – И все по закону”.
Али Хамзин считает, что непонимание реальной ситуации в Крыму может привести к очень жесткому конфликту. Попытка лишить крымских татар земельных участков, по его словам, “станет началом нового этапа противостояния в непредсказуемой и самой радикальной форме, ведь человек будет защищать свой дом”.
Немецких журналистов, однако, и Али Хамзин, и Иосиф Зисельс призвали обратить внимание не столько на проблемы крымских татар или евреев в Крыму и в Украине, а в первую очередь на другую угрозу.
“Мы – свидетели попытки изменить мировой порядок, – сказал Зисельс. – Это не просто столкновение евразийской и европейской цивилизаций, а столкновение первой половины ХХ и первой половины ХХI веков, миролюбивой Европы, склонной к компромиссам и договоренностям, с грубой политикой силы, которой оперирует Россия”.
Он считает, что в том случае, если Европа вместе с США не найдут в себе силы остановить Москву, то такая безнаказанность вдохновит Кремль на дальнейшие агрессивные действия. “Сколько еще должна захватить Россия, – спрашивает Зисельс, – чтобы Европа поняла, что речь идет не об Украине, а о сохранении европейской цивилизации”.
Об угрозе современному миропорядку говорил и Али Хамзин. В этой связи он резко осудил подписавших будапештский меморандум 1994 года, назвал Кравчука “изменником нации” и преступником. Хамзин считает, что, “если бы ядерные заряды все еще были в украинских шахтах, то Россия не посмела бы оккупировать Крым”.