Политические новости

Кремль слабее, чем кажется,- мнение

Россия хочет подать себя, как игрока, равного США, но на самом деле дела ее плохи.

Пишет Ариэль Коэн, американский эксперт в области внешней политики, безопасности и международных отношений.

Госсекретарю США Джону Керри во время визита в Москву следует помнить, что недавние военные действия в Украине и Сирии – попытка России произвести ложное впечатление. Кремль хочет подать себя в качестве игрока, равного США, открытого к сотрудничеству против ИГИЛ, но способного представлять собой военную угрозу и союзникам США – Украине, Турции, а также сирийской оппозиции.

Кремль пытается достичь важных геополитических целей как на украинском, так и на ближневосточном театрах военных действий. Среди них – обеспечение безопасности баз в Крыму и Сирии, превращение курдов в своего стратегического клиента на Ближнем Востоке и препятствование Украине в получении достаточной независимости, чтобы работать на вступление в НАТО и ЕС.

Впрочем, это не единственная цель Москвы. Вторая ключевая цель – защититься от предполагаемого вмешательства США. Значительная часть правящих элит опасается, что потенциально срежиссированная США «цветная революция» может положить конец их власти.

Бомбардировками Сирии Путин выбил место за столом переговоров – как ковбой пробивает путь сквозь салун на Диком Западе. Сирия не только переключила на себя внимание Запада с Украины, но и стала пропуском Кремля за стол переговоров: Путин хочет обменять уступки по Сирии на снятие санкций и смягчение позиции Запада по Украине. Тем не менее, эти решительные шаги, призванные создать впечатление равноценности – попытка скрыть, что Россия слаба и становится все слабее. Вот почему.

Российская политика в Украине превратилась в гонку со временем. Кремль делает все, что в его силах, чтобы политический и военный кризис в Украине опрокинул прозападное руководство, а его место заняли ставленники Москвы, поджидающие в сторонке.

«Украина – не жилец, – сказал мне недавно в Москве бывший высокопоставленный кремлевский чиновник, – если она проведет федерализацию, то развалится. Если она объединится под флагом националистов, произойдет то же самое». Он имеет в виду, что Украина развалится раньше, чем Россия, и Москва подберет то, что останется.

Самоуверенные слова, но трудности Москвы очевидны. С 2014 по 2015 рубль девальвировался на 24%, покупательная способность упала на 20%, а ВВП России сократился на 3,7%.

Хотя производство нефти и газа осталось на прежнем уровне, долларовые доходы от экспорта газа в первой половине 2015 года были на 29% ниже, чем в первой половине 2014 года. Доходы от экспорта нефти были в 1,75 раза ниже.

Россия не сумела диверсифицировать свою экономику, не создала новые отрасли производства, а экспаты продолжают уезжать из страны толпами. Количество экспатов из США и Западной Европы в период с января 2014 по январь 2015 года упало на 34%.

Кумовство повсюду. Сын первого вице-премьера Дмитрия Рогозина получил в управление хозяйственный департамент Министерства обороны. Дети высокопоставленных российских чиновников занимают ключевые посты. Сыновья главы Нацсовета Николая Патрушева освоились в Российском сельскохозяйственном банке и ГазпромНефти. Глава внешней разведки и бывший премьер Михаил Фрадков устроил одного сына во Внешэкономбанк, второй же стал заместителем управляющего делами президента. Сын главы Администрации президента Сергея Иванова возглавляет Согаз, вторую по величине страховую компанию в России, клиентами которой являются такие гиганты, как Газпром.

Россияне уезжают из страны. За первые восемь месяцев 2014 года из РФ уехали 203 000 человек, почти преодолев рекорд 1999 года (215 000 человек), когда рухнула экономика.

В то же время социальные сферы России, включая образование и здравоохранение, показывают худший результат, чем обычно. В то время как бедные регионы России борются за выживание, а все большее количество госслужащих пострадает от нового закона о здравоохранении. В январе протестующие вышли на улицы Москвы, чтобы выступить против реформы здравоохранения, грозящей неожиданным закрытием больниц или их слиянием.

Разрушение того, что осталось от российского плюралистического политического пространства, и зачистка либералов продолжаются. Иногда доходит до абсурда. Недавно российские медиа назвали встречу оппозиционеров в Вильнюсе собранием «будущей оккупационной администрации США». Никита Михалков, влиятельный режиссер, близкий к Путину, призвал государство осудить Ельцина и Горбачева за измену. Российская православная церковь призвала к пересмотру школьного списка литературы – в числе прочих из него исключили некоторые работы Антона Чехова. Наконец, последним шагом, достойным иранских аятолл, российское Министерство культуры приказало закрыть черными наклейками плакаты с рекламой выставки картин Иеронимуса Босха.

Путинская парадигма внешней политики заходит в тупик. Китай на фоне замедления роста экономики все меньше нуждается в российской нефти и газе. Москва испортила отношения с Западом, но Китай не стал для нее основным рынком или геополитической альтернативой, как Путин надеялся в 2014-м.

Россия – не Северная Корея с ядерными боеголовками, но это намного менее приятное место, чем она была даже во время экономического кризиса 2008-2009 годов, и уж наверняка менее перспективное, чем в 1990-х и начале 2000-х.

Представители элит РФ, включая некоторых участников первой сотни российского Forbes, с которыми мне удалось пообщаться, понимают, что страна нуждается в структурных экономических реформах и реформировании правовой сферы.

Большинство россиян, с которыми я говорил, полагают, что без политической либерализации такие реформы будут невозможны. Тем не менее, Путин и его внутренний круг ветеранов КГБ не желают терпеть таких «системных либералов», как бывший министр финансов Алексей Кудрин или глава Сбербанка Герман Греф, на позициях, реально дающих власть.

Куда же идет Россия? В весьма мрачное место. Страна в нынешнем состоянии непригодна для зарубежных инвестиций, развития местного бизнеса, и культурного возрождения. Многие из тех, кто был на это способен, уехали, забрав свои таланты с собой.

Несмотря на то, что Россия остается ядерной державой и может бросить значительные силы против своих соседей, ей далеко до равенства с США. Слушая требования Лаврова по Украине и Сирии, Керри следует помнить об этом.

fox