Политические новости

Результат саммита Украина – ЕС: минус безвиз, плюс деньги, – Дмитрий Гомон (ВИДЕО)

В четверг в Брюсселе состоялся едва ли не самый сложный саммит в истории отношений Украины и Евросоюза. Есть соглашение о предоставлении денежной помощи, но нет о безвизовом режиме.

Соглашение об ассоциации с Евросоюзом предполагает ежегодное проведение саммита Украина – ЕС. Однако в этом году речь шла о том, что мероприятие может вообще не состояться. Сначала его планировали на весну, затем на лето, а затем перенесли на осень. Состоялся же он, как видим, лишь в конце ноября.

Обещаниями сыт не будешь

Причина постоянного переноса сроков заключалась, главным образом, в требованиях украинской стороны, – по крайней мере, так негласно утверждают как европейские, так и украинские дипломатические источники. На Банковой очень хотели, чтобы Порошенко привез из Брюсселя решение о предоставлении безвизового режима украинцам. Но это было невозможно – визовую либерализацию откладывали то из-за референдума в Нидерландах, то из-за Брекзита, то из-за решения евробюрократов не предоставлять безвиз до введения так называемого механизма приостановления.

Учитывая тенденции слова президента Порошенко о введении безвиза с 24 ноября были явной ошибкой. В массовом сознании его заявление осталось, к тому же, оно было далеко не первым. Неудивительно, что когда этот день наступил, Петру Алексеевичу радостно напомнили о его пустопорожнем обещании.

Новый ориентир безвиза – весна 2017?

Вчера в СМИ назвали дату, ранее которой Украина не получит безвиз – май 2017 года. Мол, теперь должны дождаться президентских выборов во Франции, первый тур которых назначен на 23 апреля, а второй – на 7 мая.

Президент Европарламента Мартин Шульц перед началом саммита заявил, что ничего не знает об этом. По его словам, главная причина отсрочки – разногласия членов ЕС о введении механизма приостановки безвизового режима.

“То, что это (принятие механизма приостановления. – Авт.) только из-за Франции, неправда. Насколько я знаю, также у Бельгии, Италии, Германии и других стран есть оговорки”, – сказал Шульц.

Уже на пресс-конференции по результатам саммита глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер и президент Совета ЕС Дональд Туск сказали, что есть все шансы решить проблемы, мешающие ввести безвиз, до конца 2016 года.

Отдельно Юнкер опроверг слухи, что введение безвиза блокируют Франция и Германия. “Я сегодня общался с канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Франции Франсуа Олландом и мы договорились, что эта проблема (введение механизма приостановления. – Авт.) будет решена до конца года”, – подчеркнул Юнкер.

Голландское вопрос

Один из ключевых вопросов, которые обсуждали стороны на саммите – окончательное принятие Соглашения об ассоциации, которое было заблокировано после референдума в Нидерландах.

В принципе, решение проблемы нашли еще до саммита, на мероприятии планировалось лишь подтвердить план действий. Он заключается в заключении особого документа, который будет включать пять пунктов: Соглашение об ассоциации не предусматривает членства Украины в ЕС, доступа Украины к структурным фондам ЕС, не дает Украине гарантий безопасности со стороны ЕС, не предполагает участие Киева в безопасностных союзах и не дает права на трудоустройство граждан Украины в ЕС. Эти очевидные пункты должны успокоить настроенных евроскептично голландцев и развязать руки голландскому парламенту, который сможет ратифицировать Соглашение.

Ожидается, что документ для Нидерландов Совет ЕС примет 15-16 декабря. Поэтому вполне может быть, что также в декабре страна поставит точку в эпопее с ассоциацией и до Нового года она лишится временного статуса”. Порошенко на финальной пресс-конференции подтвердил, что в текст самого соглашения никаких изменений вносить не будут.

Увеличение квот

Примечательно, что именно под саммит Европейская комиссия подготовила законопроект о предоставлении Украине дополнительных квот на экспорт своих товаров в ЕС без уплаты пошлины.

Как отмечает в своем блоге торговый представитель Украины и замминистра экономразвития и торговли Наталья Микольская, на 3 тысячи тонн будет увеличена квота на экспорт меда (нынешняя – 5 тыс. тонн) и на 500 тонн виноградного и яблочного соков (сейчас 10 тыс. тонн). Эти две позиции, по ее словам, одни из самых популярных и лимиты по ним исчерпываются уже в первые дни действия новых квот.

Также на 5 тыс. тонн будет увеличена квота на беспошлинный экспорт томатов, на 4 тыс. тонн – овса, на 7,8 тыс. тонн круп и хлопьев.

“Сейчас мы рассчитываем на ускоренное одобрение Европарламентом и Советом ЕС этого законодательного предложения Еврокомиссии. Надеемся, что дополнительные преференции начнут действовать уже с начала следующего года”, – пишет Наталья Микольская.

Газовый вопрос

Очень важный документ, подписанный во время саммита – это стратегический меморандум о сотрудничестве в энергетической отрасли. Его действие рассчитано на 10 лет.

Суть заключается в том, что ЕС подтвердил роль Украины как ключевого поставщика российского газа европейским потребителям. Это должно учитываться в дальнейшем при принятии решений в энергетической отрасли. Прицел делается прежде всего на газопроводы OPAL и “Северный поток”, которые российский “Газпром” планирует использовать для увеличения объемов прокачки газа в Восточную Европу в обход Украины.

“Расширение доступа “Газпрома” к европейскому рынку не соответствует договору об ассоциации и договору об Энергетическом сообществе”, – отметил после саммита президент Порошенко.

Лидеры ЕС также гарантировали помощь Украине на случай, если будет суровая зима и Украине понадобятся дополнительные объемы газа. Все эти вопросы намерен на днях обсудить в Москве еврокомиссар по вопросам энергетики Марош Шефчович.

Деньги от ЕС

Еще одно важное решение саммита выделить Украине финансовую помощь почти 120 млн евро. Из них 15 млн должны быть направлены на меры по борьбе с коррупцией, а 104 млн – на реформу госслужбы. Что касается последней суммы, то ее планируется использовать для повышения зарплат чиновникам. Конечно, не всем – как утверждает источник “Европейской правды”, речь идет о команде реформаторов в Мининфраструктуры, Минфине и Минагрополитики.

И не вся сумма пойдет на зарплаты – часть средств потратят на повышение квалификации (семинары, тренинги и прочее).

Сумма пособия могла быть больше. К саммиту планировалось, что ЕС предоставит Украине льготный кредит на 600 млн евро, который упоминала глава НБУ Гонтарева как способ пополнения валютных резервов. Однако, Рада не приняла несколько необходимых для выделения средств законов. Среди них – отмена моратория на экспорт необработанной древесины (лес-кругляк).

Украинский парламент отказался снять запрет, мотивируя это экологическими соображениями и необходимостью стимулировать отечественную деревообрабатывающую промышленность.

Однако после саммита председатель Еврокомиссии Жен-Клод Юнкер заявил, что получил от Порошенко обещание отменить запрет. “Мы высказывали пожелания, ожидания, и как я понимаю, это будет сделано в следующие несколько недель. Это позволит предоставить нам последний транш в сумме 600 млн евро, который мы обещали Украины в рамках финансовой помощи”, – сказал Юнкер.

А для России – санкции

Конечно, украинская власть использовала саммит с лидерами ЕС для убеждения в необходимости сохранить санкции против России. Решение по этому поводу будет принимать 15 декабря Совет ЕС. Поэтому задача украинских дипломатов – убедить европейских лидеров не отменять санкционный режим, несмотря на желание некоторых из них вернуться к формуле “бизнес как всегда”.

В частности, именно об этом Порошенко сказал в преддверии саммита в интервью немецкой газете Die Welt. Президент Совета ЕС Дональд Туск заверил, что решения по санкциям не будет.

“Я надеюсь, и это больше, чем надежда, что санкции будут продлены еще до саммита ЕС в декабре”, – сказал он.

Примечательно, что накануне саммита Европарламент принял резолюцию, которая поставила на одну доску кремлевских пропагандистов с террористами “Исламского государства” и “Аль-Каиды”.

В тексте заявляется, что “Кремль финансирует политические партии и другие организации в ЕС и оказывает поддержку антиевропейским силам. Также в тексте открыто называются некоторые звенья пропагандистской машины: “Российское правительство упорно использует широкий спектр инструментов, таких как исследовательские центры и специальные фонды (например “Русский мир”), специальные уполномоченные организации (например, “Россотрудничество”), многоязычные телеканалы (например, RT), псевдоинформационные агентства и мультимедийные службы (например, Sputnik), религиозные группы, социальные медиа и интернет-троллей”.

Впоследствии Путин, пытаясь сделать хорошую мину при плохой игре, заявил, что принятая резолюция свидетельствует лишь о том, что российские журналисты “проводят результативно и талантливо свою работу”.

regional