«Разногласия между ЕС и США относительно российской агрессии в Украине все сложнее скрыть», - пишет американский политолог, президент группы «Евразия» Иэн Бреммер в своей колонке для Time
В понедельник президент США Барак Обама и канцлер Германии Ангела Меркель провели совместную пресс-конференцию, чтобы продемонстрировать свою солидарность по вопросу конфликта в Украине. «Российская агрессия только укрепила единство США, Германии и других европейских союзников», – отметил Обама.
Если бы. Российская агрессия в Украине и продолжающиеся дебаты относительно того, как реагировать, стали серьезной проблемой для трансатлантического альянса – проблемой, которую становится все сложнее скрыть.
На недавней Мюнхенской конференции по безопасности стороны пытались преуменьшить свои разногласия. Американский госсекретарь Джон Керри настаивал, что взгляды США и ЕС расходятся по тактическим вопросам, тогда как стратегия остается единой. Но это мало что значит.
Обе стороны сходятся в том, что Россия – агрессор, который стоит за конфликтом, унесшим жизни более 5 000 человек и лишивших домов еще 1,5 млн. Стороны согласны, что России следует вернуть Крым и прекратить отправлять в Донбасс войска и оружие. Они согласны, что РФ должна уважать суверенитет Украины и ее право вступать в европейские организации.
Но с этим не согласна Россия, что сводит всю тактику к пустому перебрасыванию мяча из одних рук в другие. Как заставить Путина отступить? Именно в этом основа разногласий между США и Европой.
Ключевой вопрос на повестке дня – стоит ли помогать Украине оружием. Правительство Обамы, Британия и Канада раздумывают над этим. Кое-кто в Вашингтоне, к примеру, сенатор Джон Маккейн, выступают решительно «за». Германия – мощнейший голос в европейской внешней политике – и слышать об этом не хочет.
Это разногласие приоткрывает завесу куда более серьезной проблемы. Главная идея американского подхода – не помощь Украине, а наказание РФ. Вашингтон в состоянии пережить экономические последствия от разрыва торговых отношений с Россией, поскольку объем торговли с ней составлял всего 1% от общего объема торговли США. А вот для ЕС этот показатель доходит до 10% – Россия является крупнейшим торговым партнером Евросоюза. Поскольку многие европейские страны зависят от российского газа, наказать РФ означает наказать и Европу. В результате, скорее всего, США и Европа начнут действовать каждый сам по себе – и это не лучший знак.
Кто же выигрывает от разногласий США и ЕС? Вовсе не Путин: все, что ему досталось за агрессию в Украине – разрушенные отношения с Западом и обвалившаяся экономика. Выигрывает Китай, который не приветствует жесткие санкции, и который благодаря этому сможет привлечь больше контрактов от РФ, не отказываясь при этом и от связей с США и Европой.