Политические новости

Лакмус для Трампа: Как НАТО перевернет оборонный сектор Украины

Президент Петр Порошенко на днях утвердил программу сотрудничества Украина – НАТО на 2017 год. Программа представляет собой массивный и комплексный документ, которым предусматривается реформирование не только оборонного сектора страны, но и переформатирование политической, экономической и управленческой системы Украины. В дорожной карте интеграции в Альянс.

Реформы
Программа сотрудничества Украина – НАТО была разработана для того, чтобы достичь “полной совместимости органов сектора безопасности и обороны с соответствующими органами государств-членов НАТО”. Такая кооперация призвана обеспечить в будущем членство Украины в Альянсе, однако осязаемые границы этого “будущего” в документе не определены.

Наиболее масштабные реформы, согласно тексту документа, должны произойти в силовом блоке. Так, среди задач на 2017 год значится перевод Генштаба ВСУ на j-структуру управления, которая принята в НАТО. Это означает, что система управления в Генштабе должна быть оптимизирована: ликвидированы дублирующие друг друга ведомства и сокращена “армия” штабных начальников. Вот как объяснял суть этой реформы сам Степан Полторак: “В Министерстве обороны раньше имел право принимать решения единственный человек – министр. В структуре работало 770 сотрудников, они ежедневно готовили документы, которые направляли министру. Как возможно вообще эффективно принимать решения при таком распределении?” – отметил министр.

Также предполагается реформировать военную службу правопорядка в ВСУ и перевести ее в формат работы военной полиции. В глубоком реформировании нуждается и система связи в ВСУ. Среди приоритетных целей – обеспечить армию современными комплексами стационарной и мобильной связи, чтобы по защищенным каналам передачи данных украинские военные могли безопасно обмениваться текстовыми и голосовыми сообщениями, графическими документами и геопространственной информацией. В системе материально-технического обеспечения армии планируется создать объединенные центры обеспечения, автоматизировав учет и перемещение всего военного имущества. Ждет изменений и медицинский сектор Минобороны. Центральное военно-медицинское управление ВСУ и военно-медицинский департамент Минобороны будут объедены в единый орган управления медобеспечением, а в структуре армии должна быть создана система экстренной медпомощи.

В контексте программы предусмотрено и реформирование МВД: создание системы электронных закупок для Нацгвардии, укомплектование горно-патрульной роты Нацгвардии и дорожной полиции, а также модернизация материально-технической базы органов МВД. Все остальные изменения в Госпогранслужбе, СБУ, миграционной службе, ГСЧС сводятся к банальным “улучшить”, “продолжить сотрудничество” и “усовершенствовать” (в том числе и знания английского сотрудниками этих ведомств).

Также интеграция в Альянс предусматривает ряд реформ не только в оборонном секторе. Документом декларируется формирование в 2017 году нового состава Верховного Суда на конкурсной основе, запуск работы Национального бюро расследований, борьбу с коррупцией, децентрализацию власти… одним словом, проведение всех тех реформ, которые так и не были внедрены после революции на Майдане.

По мнению замдиректора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Антона Михненко, общественно-политические преобразования в Украине оказались в центре внимания программы сотрудничества, поскольку “НАТО это не только военный, а еще и политический блок, поэтому политические моменты также попадают под юрисдикцию Альянса. НАТО заинтересовано иметь в качестве партнеров те страны, которые будут прогнозируемы, с соответствующим уровнем права и без коррупции, ведь борьба с коррупцией тоже является фактором, который влияет на сектор безопасности страны”, – подчеркнул военный эксперт.

Лакмус для Трампа
Но если документ настолько всеобъемлющий, что не ограничивается одним лишь реформированием армии, сможет ли Украина выполнить все пункты программы, тем более что подобные годовые планы составляются президентской администрацией из года в год. Например, национальная программа сотрудничества Украина-НАТО на прошлый, 2016 год, предусматривала “децентрализацию и проведение конституционной реформы”. Аналогичные задачи в тех же формулировках перекочевали в программу на 2017 год.

“На самом деле наполнение этого плана – просто политические декларации, хотя при Ющенко годовую программу сотрудничества с НАТО называли чуть ли не планом членства в Альянсе, – поясняет “Апострофу” нардеп, член парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Дмитрий Тымчук. – Мы можем принимать просто безграничные планы сотрудничества с НАТО, но нужно понимать, для чего все это необходимо. Если мы ставим перед собой политическую цель вступления в НАТО, то выполнение пунктов программы имеет большую политическую роль: мы демонстрируем, что мы сближаемся с Альянсом и подготавливаем всю свою сферу нацбезопасности и обороны. Но пока нет законченной картины в Украине, а тем более сейчас, на фоне российской агрессии, и нет консенсуса в самом НАТО, то говорить о вступлении трудно”.

Военный эксперт Олег Жданов также скептически относится к тому, что выполнение программы станет катализатором вступления Украины в Альянс, однако реформы в стране с прицелом на оборонный блок позволят нам стать полноценным военным партнером НАТО.

“В стратегическом плане США нужна буферная зона с хорошо вооруженной и боеспособной армией для того, чтобы в случае чего либо пугать Россию, либо отразить реальное нападение. НАТО будет за спиной в качестве партнера, но рассчитывать на членство мы не сможем. Тут не стоит питать иллюзий. Они будут помогать, подсказывать, вооружать и комфортно чувствовать себя за нашей спиной, а мы выполнять роль щита, который прикрывает НАТО в Европе”, – уверен Жданов.

Эксперт добавил, что программа сотрудничества Украина-НАТО на 2017 год является своеобразной лакмусовой бумажкой для США: будем выполнять – получим партнерскую помощь, не будем – сможем рассчитывать только на свои силы. “Там действительно полный винегрет, но таким образом со стороны США выстраивается логическая цепочка, чтобы припереть Порошенко к стенке. Администрация республиканцев, которая всегда отличалась прагматичностью, просто перешла к более активным действиям. Теперь шаг за шагом республиканцы будут требовать от президента исполнения всех тех пунктов программы, которые он подписал, – поясняет “Апострофу” Жданов. – НАТО хочет подготовить себе широкую полосу для деятельности в плане реформирования, начиная с ВСУ, и заканчивая масштабными реформами в государстве, ведь реформировать только армию в отрыве от целой страны невозможно”.

innika