Политические новости

Как россияне сбивали МН17: Что забыла голландская прокуратура (ФОТО+ВИДЕО+ИНФОГРАФИКА)

Блогер-исследователь команды InformNapalm Антон Павлушко подготовил интересный материал в котором представил свою гипотезу крушения ‪ MH17‬.

Я давно хотел написать большую статью про малайзийский Боинг MH17. Сразу после трагедии было написаны тонны материалов и мнений, и я решил не писать сразу, в итоге пришел к материалу только сейчас. Я специально не захотел выкладывать эту статью на основной сайт InformNapalm-а и выложил это на свой блог – это мое личное мнение, за полтора года я пообщался с большим количеством специалистов и свидетелей, чтобы понимать сильную и слабую сторону каждой гипотезы. Потому я просто пишу эту статью как свое мнение.

Какое Первомайск(ое)?

Сразу после падения самолета СБУ опубликовало аудиозапись переговоров россиян о переброске БУКа в район населенного пункта Первомайское:

Из записи мы узнаем, что изначально БУК прошел украинско-российскую границу в районе Суходольска (Луганская область), потом установка была доставлена в Донецк. После чего ее перебросили в район блокпоста сепаратистов Мотель (видео) в районе улицы Горностаевской:

Отсюда следует, что 16-17 июля установка была перебазирована в район населенного пункта Первомайское.

И вот тут происходит самое интересное. Бывший глава СБУ Наливайченко в интервью «Украинской Правде» так описывает произошедшее: «Более того, есть информация о том, что экипаж” Бука “заехал не в то село Первомайское Донецкой области! Ведь населенных пунктов с таким названием в Донецкой области целых семь. И “Бук” должен был следовать в село Первомайское Ясиноватского района, западнее Донецке, расположение которого совпадает с маршрутом именно российского Боинга».

Год спустя Наливайченко слово в слово повторяет версию, озвученную СБУ в августе 2014 года, – россияне перепутали два населенных пункта с одинаковыми названиями. БУК должен был стоять к западу от Донецка, и россияне целились в российский Боинг:

Довольно интересная версия, но давайте рассуждать. Мы точно знаем, что установка была в восточной части Донецка и якобы должна была двигаться на запад в район города/поселка Первомайское Ясиноватского района. От блок-поста «Мотель» до этого Первомайского порядка 30 километров.

Этот населенный пункт находится за Донецким аэропортом, на западе он переходит в Нетайлове, на Севере – в Водяное и Пески.

Если посмотреть на карту зоны АТО за 16-17 июля 2014 года, то мы увидим, что Первомайское находилось как раз на линии соприкосновения ВСУ и россиян/сепаратистов:


Карта зоны АТО на 16-17 июля 2014 года

Все карты АТО за разные даты можно просмотреть в Википедии или на сайте LiveUAmap

Скорее всего, установку не могли туда везти, ведь это слишком близко к линии фронта. Любая атака могла поменять расположение сил и установка попала бы в руки украинской армии. В итоге она просто была бы на линии огня – глубоко в украинском тылу ее могли заметить радиотехнические установки типа Кольчуга (до 50 км) и накрыть украинской артиллерией с передней линии фронта.

Так какое Первомайское перепутали?

Отдельно отмечу, что топонимика Украины кишит всеми этими «красноармейскими», «первомайскими», «краснопартизансками» и прочее.

Судя по тому как украинская сторона активно настаивает, что террористы перепутали населенные пункты, можем сделать вывод, что действительно была какая-то информация, что россияне поставили установку не там, где планировали.

В итоге установка БУК оказалась под населенным пунктом Первомайское под Снежным, откуда предположительно и был произведен пуск ракеты по Боингу.

Однако, интересно, что под Торезом есть два населенных пункта с названиям «Первомайский»: сразу за Торезом идет поселок городского типа Первомайское, а сразу за ним идет поселокПервомайский. Расстояние между ними 1-2 километра. Возможно, именно между этими населенными пунктами и «заблудилась» установка БУК.

К месту пуска ракеты между двумя Первомайскими пришли и в результате анализа фотографий с инверсионным следом ракеты, которые были опубликованы сразу после падения самолета – анализ от украинских блогеров + Bellingcat)

Скорее всего, россияне действительно перепутали два населенных пункта и поставили расчет БУКа на пару километров дальше. В решающий момент эти несколько километров забрали несколько драгоценных секунд для принятия решения.

Что ждали в поле под Первомайским?

Теперь остается выяснить, почему стояли именно там и кого ждали.

Первомайское тогда – это глубокий тыл боевиков в районе Снежного. Именно здесь шло снабжение ДНР. Именно в Снежное один раз очень удачно прилетела украинская Точка-У

Отсюда до российской границы рукой подать – менее 20 километров до пункта пропуска Мариновка, но его тогда контролировала ВСУ. Вернее здесь постоянно велся обстрел украинских частей. Контроль был скорее чисто формальным – здесь просто украинскую группировку вплотную прижали к российской границе.

До Саур-Могилы, которая еще не раз будет переходить из руки в руки всего 15 километров. Украинская армия зажата с одной стороны границей с Россией, с другой стороны с Севера и Запада – силами ДНР/ЛНР, которые постоянно пополняются россиянами через дырку в границе в районе Краснодона-Суходольска-Изварино и через бреши в границе в районе Дмитровки:


Ситуация на украинско-российской границе на 17 июля 2014 года

БУК в районе Первомайского расположили как раз посередине украинской группировки войск прижатой к границе.

В это время украинское командование пыталось по воздуху обеспечить поддержку окруженным частям. Самолеты ВВС Украины пролетали над захваченным частями Донецкой и Луганской области и отрабатывали по целям возле украинско-российской границы и не давали ДНР/ЛНР добить украинские части.

Вот список потерь украинских ВВС за эти дни:

14 июля 2014, сбит Ан-26 в районе села Давыдо-Никольское (Краснодонский район);

16 июля 2014, сбит украинский СУ-25 в районе Амвросиевки;

23 июля 2014, сбито 2 СУ-25 в районе поселка Дмитровка и Мариновка.

От Амвросиевки до Первомайского – 40 км, от Дмитровки и Мариновки до Первомайского – 15-20 км. В это время украинская армия пыталась помочь окруженным частям. И именно в это время в этом квадрате была повышенная активность украинской авиации, потому размещение российских ПВО в этом районе для противодействия украинской авиации является вполне логичным.

Тень луганского аэропорта

Я не зря отдельно отметил в качестве потерь в эти дни украинского транспортника Ан-26 в Луганской области. Параллельно с боями в районе Мариновки, активно разворачивалась борьба за Луганский аэропорт.

Благодаря действиям военно-транспортной авиации украинскому командованию долгое время удавалось удерживать плацдарм в районе Луганского аэропорта. Доставки осуществлялись силами 25-й бригады военно-транспортной авиации из города Мелитополь (Запорожская область). Также активно был задействован аэропорт в городе Чугуев (Харьковская область).

Переломным моментом стало 14 июня 2014, когда на подходе к аэропорту был сбит украинский транспортник Ил-76 (49 погибших). Всего в тот день в аэропорт шли три Ил-76. Первый удачно сел, второй сбили, а третий развернулся и ушел. Оставшийся в аэропорту транспортник удалось вывести в Мелитополь только спустя неделю – 21 июня (подробную историю этой операции можно прочитать тут и тут).

После этого осложнилось положение украинских войск в Луганском аэропорту. Возможно, украинские военные планировали скидывать грузы для украинских окруженных войск. Как минимум одна такая доставка была в секторе Д (Мариновка – Саур-Могила).

В итоге, размещение БУКа в районе Тореза – это контроль прямой линии доставки Мелитополь-Луганск (доставка в Сектор А) и контроль линии Чугуев-Амвросиевка. (доставка в Сектор Д).

А теперь я хотел бы обратить внимание на две истории – одна относится к дню падению MH17, а про другую мы узнали из доклада голландской прокуратуры спустя год.

Рейс Киев – Баку

17 июля 2014 российский БУК явно ждал кого-то в районе Первомайского. Возможно, речь шла об украинском транспортнике или там была выставлена ловушка на украинские штурмовики, поддерживающие блокированную группировку. В итоге россияне знали кого и когда ждать в этом квадрате. А теперь давайте я расскажу одну историю из этого дня, после которой возникают вопросы.

Оказывается, в этот день был перенесен рейс Баку – Киев, который должен был приземлиться в Киеве в первой половине дня, а через несколько часов этот же борт улетал бы в обратном направлении. Видимо, речь идет про самолет украинской компании МАУ и утренние рейсы PS 0602 и PS 9683. Самолет вылетел из Баку, но где-то через 1-1,5 часа его посадили в Минеральных Водах (Россия). 30 минут пассажиры ожидали в самолете, потом их провели через таможню в аэропорт, где пассажиры и прождали до самого вечера. В Киеве самолет приземлился около часа ночи уже 18 июля.

Этот рейс как раз пролетает над Донбассом в районе Донецка. Возможно, кто-то таким образом «чистил» небо, чтобы было легче работать российской ПВО. Интересно было бы узнать, какие еще рейсы в этот день были «перенесены».

Возможно, у россиян была информация по вылету украинского военного самолета и по времени и месту он примерно совпадал с рейсом Баку – Киев или Киев – Баку (как раз летел бы со стороны MH17). Для того, чтобы мирный рейс не мешал БУКу, россияне решили «почистить небо». Переносить международные рейсы мировых авиакомпаний было бы сложно, а перенос рейса украинского МАУ мало кто заметит.

В расследовании журналистов из Correctiv есть список всех полетов в этот день над местом крушения и в нем нету рейса Баку – Киев. Рейс в этот день действительно был перенесен. Сколько еще рейсов было перенесено в этот день? Когда они планировали лететь? Как официально комментировали перенос?

Куда делись данные с российских радаров?

И еще один интересный факт, о котором мы официально узнали из отчета голландской прокуратуры. Кстати очень странно, что об этом мало писали – такое ощущение, что доклад так никто и не читал.

С украинской стороны самолет «вел» Днепропетровский радар, с российской – Ростов. Положение украинской стороны усложнялось тем, что она не контролировала часть своей территории, украинские станции ПВО не контролировали всю территорию страны (посмотрим на инфраструктуру УкрАэроРуха на 2015-й год – часть оборудования оказалась на оккупированной территории).

В итоге украинский радар из-за отсутствия контроля украинскими ПВО части Донбасса видел только самолеты оборудованные вторичной радиолокацией. На самолетах установлен транспондер, отвечающий на запрос радара аэропорта. В ответ идет информация про тип самолета, номер рейса, скорость полета и высоту. Так получаются данные для сайтов типа Flightradar24.

Но есть еще и первичная локация – это когда радар шлет радиосигнал и ждет его отражение от поверхности. Так получают первичные данные какого-то объекта в воздухе.

Итак, в ходе расследования голландцы потребовали данные радаров у украинской и российской стороны (читаем главу 2.9.5 Air traffic services surveillance data, таблица со страницы 38):


Таблица предоставленных данных с радаров – Украина vs. Россия

Россия, в отличие от Украины, передала следствию только записи с экранов радаров. Как-то проверить подлинность записи с российских радаров было невозможно.

Причина такого поведения довольно странная. По требованию ICAO страны обязаны сохранять такие данные 30 дней. А в случае происшествий и инцидентов на более длительный период, пока записи больше не потребуются. Однако Федеральное агентство воздушного транспорта РФ не предоставило этих данных, ведь происшествие произошло за пределами России, а потому они не обязаны хранить эти данные.

Согласитесь, довольно странная постановка вопроса. Страна, которая больше всех обвиняет Украину через свои СМИ, не хочет сотрудничать с официальным следствием и ищет для этого формальные поводы.

От российской стороны мы слышали версию про летчика украинского СУ-25 Волошина, который сбил MH17. В итоге, Россия могла бы показать свои радарные записи и даже raw data. Однако, данные не предоставляют.

Вот голландский прокурор Фред Вестербеке в интервью Spiegel сообщает про запрос на получения российских радарных данных: «Мы сейчас готовим запрос, в котором попросим Москву предоставить информацию, которая могла бы быть нам интересна. В частности речь идет про данные с радаров, на которых россияне видели присутствие украинского военного самолета возле МН17».

В итоге версия российской стороны оказалась брехней. Украинского самолета возле “Боинга” не было – это отмечено в отчете голландской прокуратуры.

Отдельно отметим, что происшествие произошло прямо возле российской границы – 15-20 км до российской границы. До ростовского радара – около 100 км, до ближайшего украинского в Днепропетровске – около 300. Чьи данные могли бы быть более точными и кто мог бы помочь следствию?

Скажем больше. Летом 2014 года по всей украинской границе стояли российские ПВОшники. На проекте InformNapalm мы неоднократно писали про технику 53-й бригады ПВО на границе с Украиной (почитать расследования про передвижение БУКа возле украинской границы можно тут и тут).

Базы террористов ДНР/ЛНР и российской армии летом 2014 года стояли напротив украинской границы в Миллеровском, Каменском, Куйбышевском, Матвеев-Курганском районах Ростовской области.

Почему raw data с российских радаров так и не показали?

По идее самое интересное, это именно raw data. Они приходят на установку ПВО или радар, обрабатываются фильтрами, ненужное отсеивается, остаются понятные для радара данные (ответ на «свой» запрос), которые и показываются на экране.

Грубо говоря система работает примерно так. Посылается сигнал, который отражается от цели. Система постоянно считывает приходящие сигналы и обрабатывает их фильтрами, которые из всех сигналов оставляют только отражение своего сигнала-подстветки.

Открытым остается вопрос, сохраняет ли радарная установка весь набор сигналов и возможно ли по ним определить чужие сигналы и ответы на них.

По идее нам известно точное время пуска ракеты БУКа и интересно было бы посмотреть изменение сигнала в это время (+/-) – был ли еще какой-то отраженный сигнал в это время, который был отсеян, но мог принадлежать установке самого БУКа или же вспомогательной установки-подсветки (если такая применялась).

А системы контроля и запоминания всех сигналов видимо есть: «В дополнение к штатной комплектации ЗРК “Бук-M1-2” российская промышленность имеет возможность… поставить систему объективного контроля (СОК) действия боевых средств ЗРК путем регистрации, запоминания, хранения и воспроизведения информации обмена СОУ-ЗУР-ПЗУ»

Можно было бы проверить какой сигнал генерируют «украинские» БУКи и сравнить их с исходными данными с радаров, ведь есть вероятность, что каждый БУК вшивает в свой сигнал уникальный ключ, по которому можно было бы его определить.

Потому интересно было бы посмотреть на сами исходники и попытаться ответить на следующие вопросы:

-где стоял БУК?

-как долго БУК отслеживал цель (был включен) и посылал сигналы, которые
отражались от Боинга?

-откуда конкретно была запущена ракета?
– работал ли только один БУК с пусковой установкой или кто-то еще посылал сигналы и «подсвечивал» Боинг для БУКа?

Однозначного ответа на эти вопросы получить не удалось, но теоретически, по исходным данным это было бы возможно.

Военный аэропорт на границе

А теперь давайте вспомним, откуда шел БУК. Судя по записям СБУ, он шел из Луганской области, пересек границу в районе Суходольска. На проекте InformNapalm мы отслеживали передвижение БУКа по Ростовской области благодаря профилю водителя-срочника Дмитрия Зубова, нам удалось получить путевой лист колонны БУКов (архив расположен здесь):

Судя по путевому листу, БУК какое-то время находился в Миллерово. Чем интересно Миллерово? Там, в 20 километрах от украинской границы находится военный аэродром Миллерово. Солдаты не гнушаются фотографировать окрестности Миллерово и военную технику, о чем уже писали:

Вот дословное описание того, что мы видим на фотографиях российских военных в Миллерово:


РЛС на военном аэродроме

Возле аэродрома стоит стандартный набор систем ПВО, который способны контролировать ситуацию вглубь украинской границы, в том числе до Первомайского, где предположительно стоял российский БУК.

РЛС П-19 видит на 160 километров, радиолокационная станция обнаружения целей (СОЦ) 9С18М1-3, которая работает в связке с БУКом на 140-150 километров, РСЛ «Десна-М» – до 300 км, радиолокационная станция 9С15М «Обзор-3» – до 240 км и так далее.

Расстояние от военного аэропорта Миллерово до предполагаемого места пуска порядка 160 километров

В итоге, для следствия было бы интересно получить данные не только из аэродрома Ростова, но и данные с военного аэродрома Миллерово, а также данные о перемещении российских РЛС вдоль украинской границы. Возможно, БУК работал в паре с РЛС, которая стояла на российской территории как можно ближе к границе. Но в отчете голландской прокуратуры про аэродром Миллерово ни слова.

Конечно, Россия не обязана предоставлять свои военные данные, но скажем в расследовании голландской прокуратуры отдельным пунктом проходит сообщение про данные с НАТОвского самолета-разведчика AWACS, который пролетал через Польшу и Румынию 17 июля 2014 года. Он находился слишком далеко от украинско-российской границы и не помог следствию. Но запрос такой был.

Однако в отчете голландцев ни слова про российский аналог AWACS A-50 «Шмель», который применяется ВС РФ и контролирует российскую границу, а недавно был замечен и в Сирии. Если России нечего скрывать и она ни в чем не виновата, то где все эти данные?

Логично было бы, если бы данные предоставили российские ПВОшники с аэродрома Миллерово или любые российские части ПВО, которые находились ближе всех к месту событий. Если России нечего скрывать, то это не должно быть проблемой…

Однако Россия этих данных не предоставила.

Версия трагедии MH17 от Павлушко

А теперь соединим всё воедино.

За несколько дней до падения MH17 российский БУК зашел на территорию Украины со стороны российского военного аэропорта Миллерово. После этого БУК направился на Западную окраину Донецка. Оттуда он был переброшен под Торез, в район поселка Первомайское. При этом экипаж перепутал два рядом расположенных населенных пункта с почти идентичным названием – в итоге при принятии решения на стрельбу это стоило экипажу пару драгоценных секунд.

Участок под Торезом в районе Первомайского был выбран не случайно – отсюда можно было контролировать небо над прижатой к границе группировкой украинских войск, кроме того он стоял на возможном маршруте для украинской военно-транспортной авиации Мелитополь – Луганск.

Здесь россияне ждали какой-то украинской транспортник. Они знали когда он будет лететь и что это будет за самолет. Не зря сразу после пуска от сепаратистов пошла информация про сбитый украинский Ан-26.

Для того, чтобы «расчистить» небо для своей ПВО и не спутать украинский военный Ан-26/Ил-76 с гражданским самолетом, был отменен как минимум один рейс Баку-Киев (и автоматически Киев-Баку). У россиян было точное время пролета украинского самолета и маршрут.

Возможно в решающий момент украинский самолет так и не появился. Подсветку и информационное сопровождение обеспечивал военный аэродром Миллерово или российские части ПВО на украинско-российской границе. И тут в квадрате появляется малайзийский Боинг – чуть не оттуда, откуда ждали + экипаж стал немного не там, где планировалось. Но была задача сбивать и самолет сбили.

Дальше поняли, что сделали. Проанализировали исходные данные радаров и на всякий случай решили ничего не передавать в голландскую прокуратуру. Данные российских систем ПВО показали был полную картину участия России в этом убийстве. Но ни про аэродром в Миллерово, ни про российские части ПВО или А-50 в голландском отчете так и не вспомнили…

Самое ужасное в этой версии, что она очень похожа на правду.

regional