Политические новости

Украина и Турция на пути к стратегическому альянсу

Уже сегодня в Турции будет подписан ряд двусторонних соглашений, но громких прорывов ожидать не стоит, хотя впереди открываются большие возможности, считают аналитики.

Порошенко отправился в Турцию с официальным визитом. По мнению экспертов, сегодня у двух стран есть целый комплекс вопросов, по которым можно углубить сотрудничество, и в перспективе даже можно будет говорить о стратегическом альянсе, однако для Киева главное – не идти на односторонние уступки.

Сегодня, 9 марта, в Турцию с двухдневным официальным визитом отправился президент Украины Петр Порошенко.

Как сообщает пресс-служба Администрации президента, сегодня Петр Порошенко проведет встречу с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в узком кругу и примет участие в пятом заседании Стратегического совета высокого уровня под сопредседательством президентов двух стран. По результатам заседания планируется подписание украинско-турецких двусторонних документов. По завершении встречи запланирована совместная пресс-конференция.

Как известно, четвертое заседание Стратегического совета состоялось 20 марта 2015 года в Киеве в ходе официального визита Эрдогана в Украину.

Также сегодня программой визита предусмотрена встреча украинского президента с премьер-министром Ахметом Давутоглу и главой Великого национального собрания Исмаилом Кахраманом.

В четверг, 10 марта, президент встретится с представителями ведущих турецких деловых кругов и даст интервью турецкому телеканалу TRТ, также Петр Порошенко вместе с супругой проведет встречу со Вселенским Патриархом Варфоломеем I.

О чем будут говорить

Повестку дня предстоящих переговоров в Администрации президента не разглашают, однако, по мнению экспертов, на встречах в Анкаре могут быть затронуты все ключевые для Украины вопросы. В частности, вопросы деоккупации Крыма и агрессии РФ на Донбассе, укрепления экономических и энергетических связей, а также развитие военно-технического сотрудничества.

“Это будет больше, чем протокольный визит”, – сказал Сегодня.ua эксперт по международным вопросам Александр Палий.

Как известно, за последние несколько месяцев Киев и Анкара нарастили сотрудничество по многим направлением, кроме того, Турция четко заявила, что выступает за территориальную целостность Украины.

Так, 15 февраля во время визита в Киев Ахмет Давутоглу заявил, что Турция считает Крым неотъемлемой частью Украины. “Для нас является фундаментальной ценностью территориальная целостность и независимость Украины, поэтому мы Крым воспринимаем как неотъемлемую часть Украины”, – заявил он.

Как сообщили в Администрации президента, тогда на встрече Порошенко и Давутоглу поднимался вопрос переговорного формата по деоккупации Крыма “Женева+”. “Президент Украины поблагодарил Турцию за твердую позицию в поддержку Украины и поддержку механизма деоккупации Крыма через двусторонние консультации и формат “Женева+” с участием Турции”, – сообщили в АП.

В начале февраля текущего года министр иностранных дел Украины Павел Климкин заявил, что в переговорах по деоккупации Крыма в формате “Женева+” может принимать участие Турция.

“Женевский формат” как основа понятен, но там должны быть и другие представители… Вопрос – могут ли турецкие представители участвовать в обсуждении гуманитарной проблематики. Я считаю, что могут, что они должны быть приглашены. Это же касается и международных организаций”, – сказал он.

Помимо политических аспектов сотрудничества, в Анкаре сегодня могут обсуждать дальнейшее углубление торгово-экономических связей.

Еще в феврале стороны договорились вернуться к обсуждению вопроса создания зоны свободной торговли между странами (переговоры в этом направлении были приостановлены еще в 2013 году).

Кроме того, на встречах, по мнению экспертов, может быть затронута тема кооперации в энергетическом секторе. Об этом может свидетельствовать тот факт, что в состав украинской делегации включен министр энергетики Владимир Демчишин.

Также во время визита стороны могут продолжить обсуждение дальнейшего военно-технического сотрудничества. Эту тему во время своего визита в Анкару в январе 2016 года обсуждал секретарь СНБО Александр Турчинов. Как сообщили тогда в Совбезе, стороны обсудили возможность создания совместных предприятий, а также украинско-турецкого научно-исследовательского Центра по изучению и анализу применения перспективных военно-технических разработок в условиях современных военных конфликтов. “Во время переговоров была достигнута договоренность о создании совместной рабочей группы для координации работы над совместными проектами, в состав которой войдут представители оборонпрома”, – говорится в сообщении СНБО.

По информации народного депутата Украины, лидера крымскотатарского народа Мустафы Джемилева, Турция готова рассмотреть вопрос о поставках Украиной необходимого военного снаряжения.

Вместе с тем, несмотря на довольно широкий круг вопросов, не стоит ожидать каких-либо “прорывов”, или же подписания исторических документов, считают эксперты. “Ожидать каких-то чудес от этого визита не стоит. Но у нас появился шанс укрепить наши партнерские отношения с Турцией, и этим шансом надо воспользоваться. Фактически сейчас речь идет об укреплении и усилении партнерских отношений”, – сказал Сегодня.ua глава Центра прикладных политических исследований “Пента” Владимир Фесенко.

В чем интерес сторон

Как известно, сотрудничество между странами активизировалось после на фоне резкого ухудшения отношений между Анкарой и Москвой, после того как осенью прошлого года турецкие ВВС сбили у границ Сирии российский бомбардировщик.

Именно агрессия РФ в Сирии, где у Турции очень много своих интересов, как считает Александр Палий, и подтолкнула Анкару к Киеву.

Действительно, сегодня у двух стран есть общий интерес, связанный с общим врагом, отмечает Владимир Фесенко. “Так получилось, что Турция ситуативно оказалась в конфликте с РФ, а поскольку мы тоже находимся в конфликте с РФ, то у нас есть общий интерес в сфере безопасности”, – считает эксперт.

И в этом контексте для Турции важно, чтобы Украина сохранялась как независимое государство, считает Александр Палий. “Они заинтересованы в том, чтобы Украина сохранялась как суверенное и независимое государство. В том числе как фактор сдерживания РФ. Им нужно геополитически, чтобы не было какого-то одного доминирующего вектора в регионе”, – сказал он.

Кроме того, как отмечает глава центра “Третий сектор” Андрей Золотарев, Украина может быть интересна Турции и в экономическом плане. “Украина представляет интерес как потенциальный рынок сбыта, как привлекательное в перспективе поле для инвестирования. Страна интересна с точки зрения логистики и транзита”, – сказал он Сегодня.ua.

При этом Турция, по его словам, важна для Украины с точки зрения укрепления энергетической независимости. “Турция имеет ключевое значение в поставках нефти с Ближнего Востока. Эта страна контролирует выход в Средиземное море”, – пояснил он.

Кроме того, как отмечает Александр Палий, помимо ряда перспективных энергетических проектов, Турция также успешно развивает свой ВПК. “У них, к примеру, есть собственное производство боевых самолетов, чего у нас в Украине нет – у нас производятся только транспортные самолеты. У них есть собственное производство беспилотников”, – рассказал он.

Также для Украины важно подтолкнуть Турцию к более жестким и эффективными действиям в отношении Крыма, считает Владимир Фесенко. “До возникновения конфликта с РФ Турция вела себя очень противоречиво и в крымском вопросе, и во многих других”, – напомнил он.

Но сегодня фактор РФ фактически толкает Турцию и Украину навстречу друг другу, отмечает Андрей Золотарев. “История не раз показывала, что подобного рода альянсы могут иметь стратегическое значение”, – сказал он.

Как известно, во время своего визита в Киев турецкий премьер Ахмет Давутоглу назвал Украину “стратегическим союзником”, о чем сообщила Администрация президента.

Но при этом, развивая сотрудничество, нам важно удержаться от односторонних авансов в адрес Турции, считает Владимир Фесенко. “Турки – умелые переговорщики, и уже сейчас, насколько я знаю, по некоторым проектам они подталкивают Украину к односторонним уступкам. Но я думаю, что тактика односторонних уступок уже неоднократно показывала свою ущербность”, – предупредил эксперт.

kuznecov