Политические новости

Украине необходимы радикальные реформы, а не запреты в стиле СССР, – блогер

Как я отреагировал на попытки Украины порвать с советским прошлым, запретив коммунистическую символику? На самом деле, никак. Как и большинству жителей нашей страны, мне от этих инициатив ни холодно, ни жарко, сообщает блогер, - Андрей Сабадыр

Такие инициативы – шаг в сторону. Пока правительство не начнет осуществление радикальных реформ, способных изменить принципы функционирования общества, – мы будем двигаться назад – несмотря на то, что статуи Ленина будут повалены.

Покойный профессор истории Гарвардского университета Игорь Шевченко в начале 1990-х годов предупреждал, что преодолеть советское прошлое относительно легко, основной вопрос состоит в том, что делать с продолжавшимся столетиями влиянием византийского православного христианства. Как в том старом анекдоте про сантехника, похожего на Карла Маркса, который ответ на все требования парткома сбрить бороду, отвечал: “Бороду я, конечно, сбрею, но куда мне умище то девать?”

Взаимосвязь коммунизма и нашего историко-культурного наследия должна стать предметом изучения историков и социологов. Сейчас эту тему игнорируют. Однако коммунизм, который сам по себе невероятно опасен – это всего лишь листочки на дереве, корни которого проникают гораздо глубже, в прошлое. Выкорчевать его можно только радикальными реформами. Именно поэтому для преодоления прошлого создание, например, независимой судебной системы – гораздо важнее, чем запрет советских символов.

Задумайтесь вот о чем: помимо Латвии, которая запретила советскую символику еще в начале 1991 года, другие страны, которые более или менее успешно избавились от советского прошлого, наложили запрет на советскую символику только в 2000-х годах – после того, как провели радикальные реформы. Не до этого и не взамен. Эстония – в 2007 году, затем, в 2008 году -Литва, Польша – в 2009 году. В чем же логика?

В том, что сначала нужно преодолеть само прошлое, и только потом бороться с его поверхностными проявлениями.

Скажете, в Украине, в отличие от Польши или стран Балтии, сейчас идет война и именно поэтому борьба с прошлым становится важным способом укрепить патриотический дух? Если бы это было так.

Среди областей Украины самая активная поддержка вооруженной борьбы против донбасских сепаратистов – в Днепропетровской области. Однако там же жители демонстрируют очень высокий уровень враждебности (33,6%) по отношению к Степану Бандере. Эта цифра уступает только показателю Донбасса (44,6%). Поэтому можно с уверенностью сказать, что уровень патриотизма, связан не столько с исторической памятью, сколько с желанием защитить себя, свою семью и своих близких.

Протестующие сбросили с постамента статую Ленина. Киев, декабрь 2013 года, незадолго до свержения правительства.

Представьте себе, как Украина – ее армия, экономика и уровень жизни – выглядела, если бы в 2004 году Виктор Ющенко, вместо того, чтобы заниматься историей, провел реальные реформы. Вмешивалась бы Россия в дела Украины в таком случае?

В этом году исполняется 30 лет с тех пор, когда пришел к власти Михаил Горбачев. Это печальный юбилей для Украины. Эти 30 лет мы боремся с нашим прошлым, и 30 лет оно нас побеждает.

С какого-то момента в конце 1980-х, у меня появилась одна эгоистичная мечта: заснуть и проснуться через пять лет, когда все наладиться и можно будет жить нормальной жизнью. Ирония заключается в том, что в каком бы году я не заснул, и независимо от того, через какие бы пять лет проснулся, ситуация осталась бы прежней – все такой же плохой.

Как историк, я не теряю надежды, потому что знаю, что революции быстро начинаются, но приносят ожидаемые плоды спустя долгое время. Англии понадобилось 50 лет (с 1640 по 1688), чтобы достичь постреволюционного баланса, французам, после революции 1789 года, около 100 лет. Также и немцы потратили столетие после 1848 года. Даже 150 лет, если считать с момента падения Берлинской стены, когда объединенная Германия стала основной движущей силой объединенной Европы.

Моя надежда основывается на том предположении, что в современных условиях историческое время движется быстрее. А также на том, что Украина пересекла две важных рубежа.

Во-первых, она вышла из тени империи, став независимой. По мнению экономистов, с точки зрения создания институтов, благоприятствующих развитию, только это увеличивает шансы страны на 50 процентов. Во-вторых, советское прошлое сгорело в огне Евромайдана. С каждым подобным шагом мы опережаем Россию, которая провалила экзамен по истории, из-за чего ее потрясения еще впереди.

Чтобы перевернуть страницу истории, нужен масштабный кризис. Например, такой, как был в момент падения коммунизма. Или подобный тому, что мы переживаем сейчас.

Использует ли Украина свой шанс в этот раз? Не могу сказать, историю нельзя просчитать.

Но, по крайней мере, шанс есть. И грех его потерять, подменив настоящие реформы косметическими.

По материалам: uainfo.org
kuznecov