Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан предупредил, что автоматического продолжения санкций против России не будет.
Примечательно, что Орбан сделал это заявление после своих недавних переговоров с Владимиром Путиным. Орбан – не единственный европейский руководитель, который хотел бы поскорее избавиться от санкций. Но единственный, кто может сказать об этом вслух, не боясь репутационных потерь. Тесные связи венгерского премьера с Путиным давно известны, а в ЕС его считают автократом, без уважения относящимся к европейским ценностям. Так что – почему бы и не сказать?
Для нас важно понять, какой план на самом деле озвучивает венгерский премьер – свой или путинский. Путинский план хорошо известен: обвинить Украину с помощью своей европейской клиентеллы в невыполнении Минских соглашений и под этим предлогом выдвинуть тезис о том, что Россию нельзя наказывать за чужие грехи. То, что при этом российские войска будут оставаться на нашей территории и контролировать нашу границу, сторонников отмены санкций волновать не будет. Для них главное – повод. На все наши аргументы они будут отвечать: ну мы ведь Украину за невыполнение соглашений не наказываем, за что же наказывать Россию? И то, что Россию наказывают не за невыполнение соглашений, а за агрессию, повиснет в воздухе.
Но это – план Путина. А у Орбана может быть свой план, связанный с миграционной политикой Европейского Союза. В последнее время именно Венгрия находится на острие критики и в Брюсселе, и в Берлине за свое нежелание участвовать в общих усилиях ЕС по решению миграционного кризиса. И у Будапешта появляется неплохой шанс “разменять Путина” на готовность ЕС закрыть глаза на позицию Венгрии. И, кстати говоря, не только Венгрии – подобного отношения к своим странам могут потребовать руководители других стран, которые сейчас находятся в центре миграционного кризиса и одновременно имеют особые отношения с Москвой. Тот же греческий премьер Ципрас с удовольствием обменяет Путина на дополнительную помощь. Так что вполне может быть, что Орбан просто решил увязать главный для себя и ЕС вопрос – миграционный со второстепенным – продолжением санкций против России. И дальнейшее развитие событий будет зависеть от того, как на такую взаимосвязь отреагируют “гранды ЕС”.