Чтобы вернуть Донбасс и сохранить свою свободу и многообразие, вам следует присмотреться к моделям Испании, Великобритании и США
Об этом пишет Питер Померанцев, британский журналист, исследователь российского медиапространства.
Я опасаюсь, что Украина избрала Польшу в качестве примера для подражания и путеводной звезды. Я могу понять, почему это произошло. Польшу заботит вопрос независимости Украины; Польша – пример соседней страны, которая в 1991 году, после распада СССР, находилась на том же уровне развития, что и Украина, но сумела перестроить себя таким образом, что превратилась в успешную европейскую экономику.
Но что касается вопроса моделей нации и, в особенности, интегрирования таких проблемных регионов, как Донбасс, более неподходящего и даже потенциально вредного примера придумать нельзя.
Многонациональная, многоязычная, космополитическая и многоконфессиональная Украина – живое противоречие национально однородной и провинциальной Польше, привязанной к одной религии и одному языку.
Сейчас, когда эта Польша скатывается в ксенофобию и ультранационализм, что угрожает сделать ее изгоем в Европе, становится кристально ясно, насколько неудачно был выбран пример для подражания.
Худшее, что может сделать Украина сейчас – это проследовать по избранному Польшей пути. Это не только помешает ей вновь интегрировать Донбасс, но может и вовсе привести к развалу страны – что будет только на руку Владимиру Путину.
Чтобы вернуть Донбасс и сохранить свою свободу и многообразие, Украине следует присмотреться к другим, более успешным, чем Польша, моделям. Мне кажутся подходящими примерами для подражания Испания, Великобритания и США. Не обязательно слепо копировать одну-единственную выбранную модель развития – можно взять лучшее от каждой из них.