Служба безопасности знает о намерениях пророссийских сил сделать из Одессы "республику" в мае, на годовщину трагедии в Доме профсоюзов.
В интервью “Украинским Новостям” начальник Главного следственного управления СБУ Василий Вовк рассказал о том, насколько реальна террористическая угроза накануне майских праздников в украинских городах и как работает спецслужба, чтобы граждане не беспокоились о своей безопасности, а также о расследовании дел против лидера КПУ Петра Симоменко и по факту содействия судьями Конституционного Суда узурпации власти экс-президентом Януковичем.
21 апреля в ходе совместной спецоперации СБУ и Генпрокуратуры были задержаны трое экс-беркутовцев по подозрению в убийстве и избиении активистов Евромайдана в феврале 2014 года. Можете рассказать подробности спецоперации?
Уголовное производство ведет специальное управление Генеральной прокуратуры Украины. В следственную группу к ним откомандированы 5 наших опытнейших следователей, 25 оперативных сотрудников, среди которых представители подразделений “К”, Главного управления защиты экономических интересов государства и Департамента защиты национальной государственности. Что касается деталей спецоперации, то мне они неизвестны. У меня, к сожалению, нет информации о подозреваемых. Могу сказать, что эта спецоперация продолжается.
Есть ли лица среди бывших сотрудников СБУ, которые подозреваются в преступлениях против евромайдановцев и которых также нужно задержать?
Есть некоторые экс-сотрудники, к которым есть вопросы, но мы все данные, которые касаются нашей “Альфы”, других наших сотрудников, которые были на Майдане и работали там, передали в Генеральную прокуратуру для анализа и объективной оценки. Если они примут решение о привлечении их к ответственности, то мы не будем этому препятствовать, наоборот проведем совместную операцию по их задержанию и так далее.
Относительно террористических угроз накануне майских праздников в Украине. Существует ли реальная угроза совершения терактов, диверсий и в каких регионах?
Реальная угроза этого существует еще с начала событий, которые произошли в Крыму и трансформировались в сепаратизм и терроризм на востоке Украины, поскольку пошло в ход оружие, мины, бомбы, гранаты, которые, к сожалению, имеют свойство перемещаться с подконтрольных боевикам территорий на другие территории. Угроза всегда есть, мы должны это признавать и помнить об этом.
Накануне годовщины событий, которые произошли 2 мая прошлого года в Одессе, для сдерживания ситуации в регионе придётся приложить больше усилий. Мы разработали план действий по обеспечению безопасности, особенно накануне, в день и после 2 мая еще с прошлого года. Мы понимаем, что пророссийские силы хотят эту годовщину использовать для того, чтобы дестабилизировать ситуацию в городе с единой целью – создать еще одну “республику”. Мы уверяем, и пусть это услышат все – ничего у них не получится!
Мы должны быть готовы ко всему и уже сейчас направили во многие города группы для изучения ситуации, мониторинга и предупреждения подготовок к совершению каких-либо акций, направленных против жизни и здоровья граждан. Есть уверенность, что мы сможем противостоять всем вызовам.
Наиболее проблемными городами в плане террористических угроз являются Харьков, Одесса, Днепропетровск, Запорожье…?
Ну и конечно – Киев, наша столица. К сожалению, никто не застрахован от этого. Вспомните случай, когда в Киев приехала жительница Луганской области с сумкой, начиненной взрывчаткой. Тогда благодаря нашей бдительности, она была задержана и никто не пострадал. Мы не призываем кого-то бояться и оборачиваться на каждом шагу, но просим быть бдительными, учитывая нынешнее непростое время.
Какая вероятность совершения терактов в западных регионах страны?
Такого исключать нельзя нигде. Помните, как во Львове мы поймали российского шпиона? Кто бы мог подумать, что мы его задержим именно в этом городе? То есть никто не мог это предусмотреть, но так случилось. Я говорю это к тому, что невозможно сегодня назвать города, которые на 100 процентов застрахованы от угроз.
Как вы относитесь к введению военного положения в стране, ввиду боевых действий на востоке Украины?
Известно, какие серьезные юридические и другие последствия влечет введение военного положения. Они очень серьезные и могут быть иногда необратимыми. Поэтому я сторонник того положения, которое у нас сегодня есть. Во всяком случае, при данных обстоятельствах.
Кроме информации о готовившихся диверсиях в Одессе, владеет ли СБУ информацией по другим городам?
Конечно, есть информация, что диверсанты и другие завербованные иностранной разведкой бандиты будут пытаться испортить нам праздники, хотя мы не собираемся устраивать пышных мероприятий исходя из ситуации, в которой мы сейчас живем. Есть конкретная информация и по Одессе, и по Харькову, и еще нескольким городам, мы отслеживаем ситуацию. Принимаем меры, чтобы намерения преступников остались лишь намерениями.
Существуют ли среди объектов СБУ такие места, которые могут быть использованы террористами для совершения диверсий и терактов? К примеру, в ведении Министерства обороны, это: базы, склады с боеприпасами, другие места с техникой и оружием.
Конечно, и у нас есть базы и склады и эти объекты уже взяты под усиленную охрану и оперативный контроль в плане подходов к ним. В этом вопросе мы действуем совместно с Минобороны и МВД, которые также владеют соответствующими арсеналами оружия.
Как Вы относитесь к идее привлечения к работе в военных структурах волонтеров?
Я думаю, что если волонтеры подготовлены, даже если не имеют военного опыта, а лишь жизненный, то могут привлекаться к работе. Могу сказать про СБУ. Мы берем на работу активистов с Майдана, тех, кто принимал активное участие. Это десятки и десятки граждан. Они идут служить и воевать в нашу “Альфу”, контрразведку, другие подразделения…
В регионах у нас есть люди, которые пришли с региональных майданов, например, в Черновцах пришел человек и довольно успешно работает. Но не каждый человек, пришедший с Майдана, сможет профессионально выполнять свои обязанности, поскольку, как минимум, должен иметь юридическое и в большинстве своем специальное образование.
Принимает ли СБУ участие в расследовании последних резонансных убийств, в частности экс-депутата Олега Калашникова и журналиста Олеся Бузины? Причастны ли к этим убийствам российские спецслужбы?
Версий много, в некоторых версиях может и усматриваться след спецслужб, никто этого не исключает. Сейчас ведется расследование и проводятся необходимые следственные действия, экспертизы, для анализа всего этого и изучения обстоятельств необходимо время.
Принимает ли СБУ какие-нибудь превентивные меры относительно чиновников или экс-чиновников, дабы не допустить того, чтобы они были объектами киллеров?
Существует процедура предоставления охраны. Мне неизвестно, чтобы сейчас кто-то с народных депутатов, в том числе из “Оппозиционного блока” или представителей предыдущей власти, которые остались в Киеве, обращался к нам с просьбой обеспечения их безопасности. Хотя я не исключаю, что такие случаи есть, но не разглашаются.
Бывшее руководство СБУ при побеге из Украины, уничтожило большое количество документов. Насколько много удалось уничтожить материалов?
Больше всего документов пропало в Крыму. В целом по стране были уничтожены десятки томов, касающихся следствия.
Удалось ли восстановить хотя бы часть документов?
Есть некоторые возможности и мы восстанавливаем. Что-то возможно восстановить, а что-то нет. Но, скажем, приказы по Майдану восстановить сложно, так как они издавались в одном экземпляре, а электронные варианты сразу уничтожались.
Поднимем тему АТО. Много ли сотрудников потеряла в ходе операции СБУ?
Наши ребята с самого начала на передовой. Среди первых погибших наш “альфовец”. И сейчас сотни наших сотрудников “на фронте”. Имеем два Героя Украины, десятки награждены орденами и медалями.
Сколько россиян задержано за терроризм и диверсии?
Буквально 20 апреля мы направили два обвинительных акта в суд за участие в террористической организации, одно из них в отношении гражданина России, который был за деньги направлен с РФ воевать на стороне ДНР. А всего следователи СБУ привлекли к уголовной ответственности 47 граждан Российской Федерации. Шесть уже осуждены, два из которых за шпионаж – к 10 и 9 годам лишения свободы.
А есть ли среди задержанных иностранцы помимо россиян?
Есть граждане других государств или представители других национальностей, но я не хотел бы их называть, дабы не быть обвиненным в разжигании национальной вражды или нанесении ущерба имиджу какого-либо государства.
Когда в суд будет передано дело в отношении Дениса Гордеева, подозреваемого в убийстве сотрудника СБУ в Волновахе?
Я не думаю, что следствие будет проходить долго. Он задержан и арестован. Я думаю, дело уже в ближайшее время будет передано в суд, на протяжении месяца или двух месяцев. Однако лучше об этом спросить у моих коллег – следователей МВД.
Подготовила ли СБУ представления в ВРУ о снятии неприкосновенности с депутатов, и если да, то о каких депутатах идет речь и в чем они подозреваются?
У нас нет пока уголовных производств, по которым кому-то с действующих народных депутатов было объявлено о подозрении.
Касательно лидера КПУ Петра Симоненко. Когда состоится его следующий допрос?
Мы уже подготовились к очередному его допросу. Я думаю, что в этом месяце мы его допросим. Скорее всего, в понедельник – 27 апреля.
Насколько реальной выглядит перспектива привлечения Симоненко к ответственности?
Идет следствие, как только собранные доказательства будут достаточными, мы медлить не будем, и немедленно привлечем к ответственности виновных в том или ином преступлении.
Скажите, провела ли СБУ уже изъятие документов в Конституционном суде в рамках расследования узурпации власти экс-президентом Януковичем?
Нет, пока ничего не изымали. Мы взяли из Интернета три конституционных представления, сейчас мы обращаемся в Шевченковский суд с ходатайством о доступе к документам (выемке).
Когда может быть внесено представление о снятии неприкосновенности из судей Конституционного Суда, которые причастные к узурпации власти?
Я не хотел бы преждевременно делать прогнозы. В производстве фигурирует достаточно большое количество народных депутатов и судей, но это не значит, что все они имеют вину и будут привлечены к ответственности.
Кто-то из этих судей уже допрошен?
Уже допросили двух судей, но их имена я называть не буду. Через день-два у нас состоятся еще два важных допроса.