Политические новости

Чего ждать Украине от “второй Тетчер”

Сегодня, 13 июля, Дэвид Кэмерон проводит свой последний день в статусе премьер-министра Великобритании. Уже вечеромна этой должности его должна сменить Тереза Мэй, которую называют "новой Маргарет Тэтчер". Это почти наверняка означает завершение публичных препирательств в рядах британских консерваторов, связанных с тем, что лидер партии не поддерживает выход страны из ЕС — Тереза Мэй пообещала реализовать Brexit. Нового премьера ожидают сложнейшие переговоры с Брюсселем, а также решение внутренних проблем, связанных с выходом из Евросоюза. Тем не менее, эксперты сходятся во мнении, что смена премьера не станет причиной изменения позиции Великобритании по важным для Украины вопросам.

Во вторник, 12 июля, Дэвид Кэмерон провел последнее для себя заседание правительства в статусе премьер-министра Великобритании. Уже сегодня к вечеру его на этом посту должна сменить министр внутренних дел Тереза Мэй. 11 июля ее избрали главой правящей Консервативной партии, после того как ряды претендентов на пост покинула последний конкурент — Андреа Лидсом. Сегодня же Кэмерон представит королеве Елизавете II свое прошение об отставке. Все церемонии пройдут в Букингемском дворце при участии нового и старого премьеров.

Мэй с 2010 года возглавляла не самое простое министерство Великобритании, аналог МВД — Home Office. До победы консерваторов на выборах в 2010 году она неоднократно занимала высокие посты в так называемом теневом кабинете, формируемом оппозицией.

Конкуренты один за другим отказались от борьбы за премьерское кресло. Как призналась министр энергетики Андреа Лидсом, авторитет Терезы Мэй в партии оказался слишком уж высоким. Британские обозреватели отмечают, что особенно очевидно лидерство Мэй среди женщин-политиков – она станет вторым в истории страны женщиной-премьером. Первой, как известно, была Маргарет Тэтчер. Довольно популярным стало сравнение экс-главы МВД с этим легендарным и, в то же время, скандальным политиком — Терезу Мэй часто называют “второй Железной леди”. Объясняется это тем, что ее характеризуют, как жесткого, настойчивого — даже упрямого — и замкнутого политика. Во время политических землетрясений на Альбионе эти качества многими воспринимаются, как положительные.

Как отметил в комментарии европейской редакции издания Politico один из британских министров, Мэй будет набирать на каждую должность своего Кабинета “лучших людей” — то есть кумовства, которым злоупотреблял Кэмерон, по его мнению, ожидать не стоит. Бывшие коллеги Мэй характеризуют ее исключительно с хорошей стороны: называют ее работящим человеком, который стоит горой за людей, сумевших завоевать ее доверие.

Позицию Мэй по выходу Британии из ЕС можно охарактеризовать, как “ни нашим, ни вашим”. Она была умеренным противником Brexit, хотя уже давно имеет однозначную позицию по вопросу мигрантов: в должности главы внутренних дел она выступала за снижение уровня миграции в Великобританию. В 2015 Мэй отказалась ввести квоты на размещение беженцев, чего хотел Брюссель. Но поскольку с начала 2000-х она выступала в поддержку однополых браков и равноправия для женщин (к слову, значительную часть министерских кресел получат женщины), ратуя при этом за обновление партии, Мэй даже заслужила звание “либерального консерватора”. Из этого можно сделать вывод, что в плане идеологии она не является слишком цельным политиком. В британской прессе пишут, что из-за религиозного воспитания (Мэй выросла в семье викария) она чаще руководствуется тем, что в ее понимании хорошо или плохо, а не идеологическими соображениями.

Тереза Мэй, несмотря на то, что она выступала против Brexit, пообещала реализовать процесс выхода Великобритании из состава Евросоюза. При этом Лондон, по ее словам, намерен получить максимально выгодные условия, а формальная процедура в 2016 году не начнется, ведь предстоит еще разработать стратегию выхода.

По мнению аналитика Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Евгения Ярошенко, именно переговоры с Брюсселем будут одной из двух главных задач нового премьер-министра Великобритании. Вторая — поиск компромисса между Англией и троицей из Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии, большинство жителей которых проголосовали против выхода из Британии из ЕС, и теперь угрожают провести референдумы о выходе из Соединенного Королевства. “Терезу Мэй можно сравнить с Уинстоном Черчиллем по тяжести задания, которое выпадает на плечи политика, переступившего порог Даунинг-стрит. Новому премьеру судьбой отведена роль кризисного менеджера в сложнейший период британской истории со времен “Второй мировой войны”, — сказал Ярошенко “Апострофу”.

Эксперт сомневается, что Лондон в ближайшее время будет что-то кардинально менять в сфере внешней политики: “На фоне постбрекситного периода не стоит ожидать активных шагов Лондона на других внешнеполитических направлениях. В частности, Британия не будет подключаться к урегулированию украинского, сирийского и других международных кризисов. Однако позиция нового премьера по отношению к России также вряд ли поменяется. Тем не менее, Британии придется начать поиск новой идентичности. В этой связи возможно укрепление отношений с США. Размещение дополнительного батальона НАТО в Эстонии под британским командованием свидетельствует, что Лондон уже начал уделять больше внимания трансатлантической безопасности. Не исключается также усиление сотрудничества в рамках Содружества Наций, многие члены которого в последние годы демонстрируют стремительный экономический подъем (Индия, Мьянма, Малайзия, ЮАР, Кения, Нигерия)”.

Эксперт “Майдана иностранных дел” Александр Хара считает, что новому премьеру в первую очередь придется поставить перед новым Кабинетом задачу выхода из состава ЕС. “Конечно, большая часть ее внимания будет посвящена этому. Потому что жизненно важно определить, на каких условиях они будут сосуществовать с европейским сообществом. Не думаю, что относительно Украины Лондон кардинально поменяет свою позицию. Британия — не тот корабль, который может разворачиваться в противоположном направлении по всем вопросам. Мы знаем британскую пословицу, что “у Британии нет постоянных союзников, а есть постоянные интересы”. Так вот интересы Великобритании абсолютно четко совпадают с интересами украинского общества с той точки зрения, чтобы вернуть Россию к выполнению формальных и неформальных международных договоренностей”, – отметил Хара.

Политолог, научный сотрудник Института всемирной истории НАН Украины Сергей Толстов солидарен с точкой зрения своих коллег. Он полагает, что Мэй обязана избежать политического кризиса в стране, ведь большинство парламентариев до референдума выступали против выхода страны из Евросоюза: “Кабинету Терезы Мэй будет не до второстепенных вопросов. Им важно получить вотум доверия в парламенте и сформировать органы, которые будут вести переговоры с Еврокомиссией. Переходный период будет достаточно серьезным”.

Толстов не исключает, что со временем актуальность может потерять переговорный формат “Большой пятерки” — США, Германия, Франция, Великобритания, Италия, — ведь в него должны входить ведущие страны ЕС. “Остаются G7, НАТО и Совет Безопасности ООН – три ведущих организации в которых Британия будет продолжать участвовать. Думаю, существенных подвижек в позиции Лондона не предвидится. То есть, с одной стороны будем наблюдать интровертность, а с другой — преемственность, ну и потерю влияния на дискуссию в рамках Европейского Союза”, — сказал Толстов.

innika