Политические новости

Дмитрий Спивак: “Слишком много надежды было у всех на Надежду”

Ее зовут Надежда. И вокруг нее было много надежд. И, главное, на нее возлагают большие надежды. Может быть, даже слишком большие…

Вся Украина, да что там, весь мир около двух лет обсуждали судьбу нашей летчицы Надежды Савченко. Боролись за нее. Акции, международные заявления первых лиц мировых держав, петиции, обращения.

Free Savcheko!!! Ее имя стало олицетворением борьбы добра со злом, справедливости с нарушением прав человека, достоинства с мракобесием. Я ни в коей мере не иронизирую. Надежда Савченко отважный и стойкий человек. Она офицер. И суд над ней – это был процесс политический.

Поэтому, и возврат Надежды в Украину через процедуру обмена так же было решением политическим и принималось на самом политическом верху. И вот настал долгожданный момент и она на родной земле… босиком… Немного дикая и взвинченная… Первое интервью с надрывом, криком и какой-то ожесточенностью. Но ей все прощают. Столько месяцев в заточении. Хотя определенные искорки непонимания у журналистов уже возникли.

Украина в последние годы постоянно создает в глазах общественности Символы. Медийно раскручивает, тратит огромные средства и мощные административные и дипломатические механизмы для формирования образа Героя. Борца. Защитника. Еще недавно это были комбаты и сотники. Вернее, сначала сотники, а потом комбаты. Парасюк, Семенченко, Ю.Береза, Тетерук и др. Один – герой Революции, практически в одиночку выгнавший ненавистного диктатора, другие – герои войны, защищавшие нашу страну от внешнего врага. Их образы тщательно подбирались и готовились. Так же, как и их легенды. У народа должны быть свои герои. Интервью, камуфляж, “балаклавы”, ранения, плен… Так создаются легенды. Так манипулируют общественным сознанием. Именно такие технологии нужны власти, как отвлекающий маневр. Нам формировали особую реальность и корректировали общий общественный настрой. Они должны были стать отражением смены власти и олицетворением нового поколения патриотической Украинской элиты.

Эта всеобщая волна вытолкнула их во власть. И вот эти герои уже полтора года в Парламенте. И оказалось, что никакие они не Символы. Прошло немного времени и все мифы развенчались. И герои стали не такими уж героями. Одни – на зарплате у олигархов, другие вроде и не воевали вовсе… А если и воевали, то не там, и не так. А все потому, что люди о них ничего не знали. Вернее сказать, знали вымышленные и подретушированные истории и судьбы. Придуманные биографии и искусственно созданный ореол величия… Законы истории и законы жизни никто не отменял. И наступает прозрение. И разочарование. Иногда очень болезненное. Каждому времени свои герои…

На сегодня эту роль отвели Надежде Савченко – голубоглазой украинской летчице. Которая уволилась из армии и пошла добровольцем в зону АТО. Это все, что мы знаем о Наде. О ее прошлом. Все остальное умело создается телевидением и другими механизмами политических технологий и преподносится нам в нужном формате. Кто-то очень успешно манипулирует на чувствах и эмоциях людей, создавая современный вариант “украинского Че Геваре” в женском обличии. “Незламанна-2”. Слишком много вокруг было этой информационной составляющей. Ежедневные репортажи из зала суда (в тоталитарной России), поездки адвокатов в Брюссель и Вашингтон и встречи на самом высоком государственном уровне. Постоянные интервью различным зарубежным изданиям сестры нашей героини. И, наконец, знакомая нам немецкая клиника “Шарите”… Все это уже было в недавней Украинской истории. Кроме того, надо отдавать себе отчет в том, что все это громадные средства и ресурсы. В том числе, финансовые, организационные и политические. И говорит все это исключительно об одном. Кто-то крепко был заинтересован в появлении в Украине нового Национального героя. Символа борьбы с внешним врагом и разменной монетой в геополитических торгах. Причем, на ее имени пиарились все, используя ситуацию для достижения своих политических целей.

…После первого босоногого интервью в Борисполе прошло пару месяцев. К Надежде приковано внимание журналистов всех изданий. Ее хотят слушать. Десятки интервью на разные, но уже политические темы. Выступления с парламентской трибуны. Очень неоднозначные заявления… По странному стечению обстоятельств, схожие с “мантрой Медведчука”. И про необходимость вести прямые переговоры с лидерами ДНР/ЛНР, и про амнистию, и про необходимость просить прощения у Донбасса, и о выборах. Ну, главный посыл оказался в том, что она теперь просто “…вынуждена стать Президентом”, чтобы в режиме диктатуры навести в стране порядок. Вот так, ни много, ни мало. Весь мир спасал Надежду из лап диктатора, сама она сражалась со страной, в которой правитель с диктаторскими замашками, а Надежда такие перлы выдает…

Иногда складывается ощущение, что она сама поверила в свое Мессианство. А ведь, ни знаний, ни опыта, ни элементарного уровня образования мы не наблюдаем. Зато, ее манера поведения, риторика, жесткие суждения, не подбирая слов, и озвучивание государственной позиции – вызывают массу вопросов. И дают почву для разных домыслов. Ведь Надежда теперь государев человек. Депутат ВРУ, Представитель Парламента в ПАРЕ. А значит, каждое слово обсуждается в обществе. Каждое суждение обговаривается в экспертной среде. Но лучше бы ей сделать паузу. Потому, что с каждым ее новым интервью рассеивается дымка искусственно созданного национального героя.

То она в Чернигов едет агитировать непонятно за кого на довыборах в Раду, то в Одессу приезжает с совершенно непонятными целями, которые так и остались загадкой. Ее медийность и ее поступки начинают напрягать. А иногда и пугать. Кто ее ведет? Куда? Какие задачи? Чей проект? Вопросы, вопросы…

…Помнится, стоя босиком на родной земле, Надежда крикнула журналистам: “Не дайте мне скурвиться!” Тогда это был крик души. И все верили в искренность этого порыва. Тогда верили. Еще верят, наверное, и сейчас. Но уже меньше, и не с таким восторгом. Слишком много за этот короткий промежуток времени было одиозных высказываний и не всегда адекватных поступков. И все увидели уже не Символ, а обычного среднестатистического человека. Да, храброго и стойкого. Да, патриота. Но обычного человека, который уже свысока посматривает на многих. И даже выражение лица и походка уже изменились. Ведь “Президенткою” решила быть.

Как же не хочется, чтобы через какое-то время у большинства людей наступило очередное прозрение и разочарование. Более болезненное, нежели все предыдущие. Слишком много надежды было у всех на Надежду. Ничего о ней не зная. Что ж, будем ждать развязки событий. И еще раз повторять себе истину: не сотвори себе кумира! И, конечно, будем надеяться, что все, кто находятся сегодня в плену, вернуться домой живыми и невредимыми. А те, кто нуждается в помощи государства, непременно получат ее. Верим в это и надеемся. Ведь надежды много не бывает…

Дмитрий Спивак
Политик, общественный деятель

vlad