Англоязычные СМИ публикуют интервью экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского.
Если ты не демонстрируешь силу, то Путин думает, что ему с тобой не о чем говорить.
“Когда я вышел из тюрьмы, то объявил, что мне неинтересно заниматься политикой. Мне по-прежнему неинтересно, но я чувствую, что нужно обязательно попытаться повлиять на власть”.
“Олигарх-изгнанник объявляет войну старому врагу Путину” – так озаглавлена статья в The Sunday Times. “Ходорковский начал глобальную кампанию, чтобы превратить Россию в демократическую страну с независимой судебной системой, жизнеспособной оппозицией и свободными и честными выборами”, – пишет журналист Марк Франкетти. То есть со “всем”, “чего не хочет” Путин, признает Ходорковский.
По мнению Ходорковского, Россия сейчас вернулась в 1985 год. “Это крайне огорчительно, и я сделаю все, что в моих силах, чтобы переломить эту тенденцию”, – говорит он.
“Россией, по словам Ходорковского (а говорит он неспешно, взвешивая каждое слово и обдумывая каждую мысль), управляют люди, которые рассуждают на манер членов организованного криминального синдиката”, – пишет автор. “Это сводится к следующему: бей слабых и пинай того, кто лежит на земле. Сначала бей по лицу, а потом задавай вопросы. Если человек пугается, обращайся с ним как с низшим по статусу, если он отвечает, обращайся с ним как с равным”, – сказал Ходорковский.
“Таков менталитет Путина – он уважает силу. Если ты не демонстрируешь силу, то он думает, что ему с тобой не о чем говорить”, – добавил он.
Ходорковский также заметил, что тюрьма научила его по-другому смотреть на время: “Я спокойно отношусь к тому факту, что некоторые вещи могут занять много времени или что я, возможно, не доживу до их осуществления”.
“Считает ли Ходорковский Путина своим врагом? Переполняет ли его жажда мести? Месть – это напрасная трата времени и энергии, говорит он. Как человек верующий, православный (он старался регулярно общаться с тюремным священником), он сказал, что всей душой верит в Божью кару”, – говорится в статье.
“Список врагов у него очень короткий, и ему крайне не хочется пополнять его новыми именами. Сечин в этом списке есть, а кремлевского лидера, как ни странно, нет”, – пишет Франкетти.
“Я считаю Путина своим политическим противником, вот и все, – сказал Ходорковский. – Мы подрались, и он оказался сильнее”.
Об Украине Ходорковский сказал, что Запад должен срочно оказать ей помощь в размере десятков миллиардов фунтов стерлингов.
Санкции США и ЕС в отношении России, как опасается Ходорковский, только сильнее оттолкнут российский народ от Запада и укрепят популярность Путина. По его словам, лучше атаковать олигархов, которые остаются лояльными Путину, – сказать им: “Заберите деньги, которые вы храните в наших банках, продайте ваши виллы и проваливайте. Мы не хотим видеть вас здесь. Это будет созвучно простым россиянам. Вместо этого Запад лакомится краденым и охотно имеет дело с коррумпированной кликой, руководствуясь своекорыстием”.
Что сказал бы Ходорковский Путину, если бы спустя все эти годы встретился с ним лицом к лицу?
Путин понимает только силу, ответил Ходорковский. “Пока я не могу продемонстрировать ему силу, нет смысла говорить с ним. Я пока не готов”.
“Российский магнат: мы должны готовиться к неизбежному падению Путина” – таков заголовок в Daily Beast. В декабре 2013 года, сразу после освобождения, Ходорковский сказал, что не будет заниматься политикой, напоминает журналист Джош Рогин. “Однако прошло всего несколько месяцев, а он тратит миллионы на создание новой политической инфраструктуры, дабы подготовиться к неизбежному, по его словам, краху путинского режима”, – пишет автор.
“Когда я вышел из тюрьмы, то объявил, что мне неинтересно заниматься политикой. Я никогда никому не обещал, что не займусь политикой, и мне по-прежнему неинтересно ею заниматься, – пояснил Ходорковский в интервью изданию. – Одновременно я чувствую, что нужно обязательно попытаться повлиять на власть. Я чувствую, что европейско-ориентированной части населения обязательно нужна возможность влиять на путь развития страны”.
Ходорковский возродил свой фонд “Открытая Россия”, сообщает издание.
На его сайте сказано, что фонд создаст проекты по поддержке независимых СМИ и политического образования, а также будет защищать политзаключенных в России. “По словам Ходорковского, ставится задача обеспечить, чтобы в момент падения режима, особенно если оно будет кровавым или хаотичным, взяли верх сторонники западных ценностей: демократии, свободной прессы, разделения властей, верховенства закона и прав человека”, – говорится в статье.
Стремление Путина сохранить стабильность в России сталкивается с националистическим движением, которое он разбудил. “Его вмешательство на Украине ухудшило ситуацию, говорит Ходорковский, так как теперь Путин привержен курсу, который повлечет за собой новые западные санкции, опасен для российской экономики и тем самым подрывает его легитимность”, – говорится в статье.
Если Украина достигнет успеха, россияне могут счесть, что ее опыт – модель замены путинского режима, добавил Ходорковский.
Но “проевропейский сегмент российского населения считает неприемлемым любой сценарий, предполагающий недемократическую смену власти. В этом проблема, вот почему мы не можем говорить, что в ближайшее время этот режим, вероятно, сменится другим”, – заявил он.
По мнению Ходорковского, одна из причин взлета Путина – то, что в постсоветский период Запад не оказал России экономической поддержки и бросил на произвол судьбы российских либералов и демократов.
“Недруг Путина Михаил Ходорковский намеревается преобразовать Россию”, – извещает в заголовке The Wall Street Journal. Ходорковский сказал, что намерен организовать конституционное собрание, которое позволит передать законодательной и судебной ветвям власти некоторые полномочия российского президента, пишет журналистка Джинн Уэйлен. Он намеревается ратовать за такое собрание через свое движение “Открытая Россия”.
“Вопрос власти в России не будет решен путем демократических выборов – забудьте об этом, – заявил Ходорковский в интервью газете. – Поэтому, если мы обсуждаем стратегические задачи, я говорю о конституционном собрании, которое перераспределит часть полномочий президента между другими ветвями власти”.
“Неясно, насколько велика будет поддержка усилий Ходорковского в России”, – комментирует газета. Некоторые считают его диссидентом, но другие россияне до сих пор видят в нем символ хаотичных времен Ельцина.
“По словам Ходорковского, сегодня лишь около 12% россиян поддерживают идею правительства в европейском стиле, но в Москве таких, наверное, около 30%”, – пишет газета. “Открытая Россия” попытается “наладить каналы связи между всеми этими людьми и объединить их для решения конкретных задач”, например поддержки определенных кандидатов на парламентских выборах, сказал Ходорковский.
Когда его попросили описать нынешний образ мыслей Путина, Ходорковский провел сравнение с Джорджем Бушем-младшим. “Он уверен, что его на это место поставил Бог, потому что хочет, чтобы именно он управлял страной”, – сказал Ходорковский. Но есть и различие: “У Путина нет никого, перед кем ему нужно отчитываться. У него нет Конгресса”.