Сегодняшний курс истории Украины в школе воспитывает в детях комплекс неполноценности.
Такое мнение высказал Георгий Касьянов, доктор исторических наук, заведующий отделом новейшей истории и политики Института истории Украины Национальной академии наук.
«Задача школьной истории действительно в определенной степени заключается в том, чтобы воспитывать патриотов. Но патриотизм должен быть действенным. Когда он базируется на идее, что нас веками угнетали и предавали, могут возникать проблемы с идентичностью. К сожалению, та история, которую сейчас преподают в школе, воспитывает комплекс неполноценности и агрессивности с четким осознанием того, что украинцы постоянно являются жертвами. Школьный курс рассказывает, что украинцы не жили, а выживали, их постоянно угнетали, они боролись против угнетения, их угнетали соседи, империи, Советский Союз. Не думаю, что это создает благоприятный психологический старт для дальнейшей биографии. Поэтому и у выпускников школ преимущественно отношение к истории Украины как к предмету, скажем так, неоднозначное. В то же время нельзя превращать школьную историю в пропаганду. Она должна учить критическому мышлению», — сказал он.
«Неполитической истории — по крайней мере, на уровне учебников — не существует. К тому же, мы в состоянии войны, поэтому и в дальнейшем будет оставаться тенденция к культивированию милитаристских сюжетов, соревнований, «великих событий». Конечно, учителя могут по своему усмотрению преподавать историю людей, но на уровне государственной политики очевидно, что в учебниках дальше будет удерживаться идея, что, с одной стороны, Украина — это объект посягательств, а с другой — будет культивироваться героический нарратив, и все это в упаковке вечных соревнований. Кстати, очень напоминает советско-марксистскую концепцию, которая представляла двигателем истории классовый конфликт. Там соревновались классы — у нас соревнуются нации, государства», — отметил историк.
Касьянов предложил возможную альтернативу такому взгляду на историю: «Если речь идет о «европейском векторе», то можно найти тенденцию к мультикультурализму, которая представлена, скорее, как намерение. История Украины остается историей этнических украинцев: другие этносы и культуры, которые здесь существовали веками, маргинализированы. Приведу пример: в материале о двадцатом веке упоминается трагедия крымских татар. Но теперь с этим материалом надо согласовать то, что рассказывают о крымских татарах в материале о семнадцатом веке, где они, скажем так, имеют не очень привлекательный вид — без какого-либо конкретно-исторического объяснения».
«Может, все же надо больше человеческой истории: как жили люди на уровне повседневности, как они думали, как чувствовали, как строили свою жизнь, как развивалась их личная жизнь на фоне «великих событий»? Надо показать, что украинцы — трудолюбивый народ, который способен выживать в серьезных условиях и при этом еще и сохранять свою идентичность», — полагает специалист.
«Уже давно сформировалась альтернативная версия истории, которая так же может воспитывать патриотов, которые готовы защищать свою страну. Но не потому, что они прочитали в учебниках, как кто-то кого-то резал и душил, а потому, что они прочитали в учебниках, что в нашем государстве живут предприимчивые, талантливые, способные к самоорганизации люди. Готовность защищать родину не воспитывается депрессией и даже рассказами о великих победах», — подчеркнул Касьянов.
«Военную историю не нужно совсем вычеркивать, но «человеческой» истории надо сделать больше. Чтобы это были не просто фамилии и портреты Бандеры, Шухевича и Грушевского, а чтобы это были живые люди. Дети должны видеть, что эти люди страдали, спорили, надеялись, думали, смеялись, ухаживали и так далее. В конце концов, если уж очень хочется, можно и нужно рассказывать о страданиях и лишениях и показывать жизнеспособность, выносливость людей. Я могу заверить, что это будет не менее патриотическая история, чем та, где украинцев притесняют все, кто рядом, а украинцы или терпят, или погибают», — сказал историк.
«Речь идет не об «оптимистической», а об интересной истории. Истории, которая будит мысль. Где фигуры на страницах учебников — это не памятники и «выдающиеся деятели», «пророки», а живые люди. Где происходит контакт и взаимное влияние различных культур, цивилизаций. Где украинцы не стонут под гнетом, а затем режут угнетателей, а интересуются и другими вещами», — пояснил он.