Сегодняшний курс истории Украины в школе воспитывает в детях комплекс неполноценности.
Такое мнение высказал Георгий Касьянов, доктор исторических наук, заведующий отделом новейшей истории и политики Института истории Украины Национальной академии наук.
“Задача школьной истории действительно в определенной степени заключается в том, чтобы воспитывать патриотов. Но патриотизм должен быть действенным. Когда он базируется на идее, что нас веками угнетали и предавали, могут возникать проблемы с идентичностью. К сожалению, та история, которую сейчас преподают в школе, воспитывает комплекс неполноценности и агрессивности с четким осознанием того, что украинцы постоянно являются жертвами. Школьный курс рассказывает, что украинцы не жили, а выживали, их постоянно угнетали, они боролись против угнетения, их угнетали соседи, империи, Советский Союз. Не думаю, что это создает благоприятный психологический старт для дальнейшей биографии. Поэтому и у выпускников школ преимущественно отношение к истории Украины как к предмету, скажем так, неоднозначное. В то же время нельзя превращать школьную историю в пропаганду. Она должна учить критическому мышлению”, – сказал он.
“Неполитической истории – по крайней мере, на уровне учебников – не существует. К тому же, мы в состоянии войны, поэтому и в дальнейшем будет оставаться тенденция к культивированию милитаристских сюжетов, соревнований, “великих событий”. Конечно, учителя могут по своему усмотрению преподавать историю людей, но на уровне государственной политики очевидно, что в учебниках дальше будет удерживаться идея, что, с одной стороны, Украина – это объект посягательств, а с другой – будет культивироваться героический нарратив, и все это в упаковке вечных соревнований. Кстати, очень напоминает советско-марксистскую концепцию, которая представляла двигателем истории классовый конфликт. Там соревновались классы – у нас соревнуются нации, государства”, – отметил историк.
Касьянов предложил возможную альтернативу такому взгляду на историю: “Если речь идет о “европейском векторе”, то можно найти тенденцию к мультикультурализму, которая представлена, скорее, как намерение. История Украины остается историей этнических украинцев: другие этносы и культуры, которые здесь существовали веками, маргинализированы. Приведу пример: в материале о двадцатом веке упоминается трагедия крымских татар. Но теперь с этим материалом надо согласовать то, что рассказывают о крымских татарах в материале о семнадцатом веке, где они, скажем так, имеют не очень привлекательный вид – без какого-либо конкретно-исторического объяснения”.
“Может, все же надо больше человеческой истории: как жили люди на уровне повседневности, как они думали, как чувствовали, как строили свою жизнь, как развивалась их личная жизнь на фоне “великих событий”? Надо показать, что украинцы – трудолюбивый народ, который способен выживать в серьезных условиях и при этом еще и сохранять свою идентичность”, – полагает специалист.
“Уже давно сформировалась альтернативная версия истории, которая так же может воспитывать патриотов, которые готовы защищать свою страну. Но не потому, что они прочитали в учебниках, как кто-то кого-то резал и душил, а потому, что они прочитали в учебниках, что в нашем государстве живут предприимчивые, талантливые, способные к самоорганизации люди. Готовность защищать родину не воспитывается депрессией и даже рассказами о великих победах”, – подчеркнул Касьянов.
“Военную историю не нужно совсем вычеркивать, но “человеческой” истории надо сделать больше. Чтобы это были не просто фамилии и портреты Бандеры, Шухевича и Грушевского, а чтобы это были живые люди. Дети должны видеть, что эти люди страдали, спорили, надеялись, думали, смеялись, ухаживали и так далее. В конце концов, если уж очень хочется, можно и нужно рассказывать о страданиях и лишениях и показывать жизнеспособность, выносливость людей. Я могу заверить, что это будет не менее патриотическая история, чем та, где украинцев притесняют все, кто рядом, а украинцы или терпят, или погибают”, – сказал историк.
“Речь идет не об “оптимистической”, а об интересной истории. Истории, которая будит мысль. Где фигуры на страницах учебников – это не памятники и “выдающиеся деятели”, “пророки”, а живые люди. Где происходит контакт и взаимное влияние различных культур, цивилизаций. Где украинцы не стонут под гнетом, а затем режут угнетателей, а интересуются и другими вещами”, – пояснил он.