Волонтеры - без этих людей, которые помогают армии, Украина, возможно, не смогла бы себя защитить. Поэтому очень часто, когда мы с вами видим людей, которые собирают деньги для армии, тянемся к кошельку. Но есть среди них и мошенники.
Журналист «Подробностей» Руслан Смещук всю неделю работал под прикрытием. Ему удалось внедриться в шайку липовых волонтеров, он узнал все секреты их бизнеса на жалости, а главное выяснил — сколько денег оседает в карманах мошенников.
— Каждый день сотни людей собирают деньги. Якобы для солдат АТО. И далеко не все они доходят до адресатов.
«Вы собираете деньги — это от какого-то фонда? — Да, да. У меня есть документы, но я не хотел бы, чтобы меня снимали. А чего, я вам покажу, но только без камеры».
У большинства сборщиков есть документы, позволяющие заниматься сбором средств. Но действующий механизм контроля за денежными потоками отсутствует.
«Я лично в милицию приводил двух уличных таких волонтеров».
Это Давид Арахамия — председатель Совета волонтеров при Минобороны Украины. Давид рассказывает — большинство людей с коробочками и их начальники просто кладут в карман часть собранных денег, дискредитируя саму идею волонтерства.
«Они просто тренды ловят. Раньше на чернобыльских авариях паразитировали, потом на больных детях, сейчас война — они на войне паразитируют. Это просто такие трендовые мошенники на мой взгляд», — считает Давид Арахамия, председатель Совета волонтеров при Минобороны Украины.
На сайтах объявлений масса вакансий платных волонтеров. Каждый день появляются сообщения о том, что различные благотворительные фонды, набирают людей, обещают им ежедневную оплату труда от 200 до 500 гривен за смену, а также обещают им поощрения и премии.
Узнаем как это работает.
Сейчас я нахожусь возле одного из таких фондов, которые набирают людей, которые за зарплату — собирают пожертвования граждан. Я попытаюсь устроиться в этот фонд, что бы посмотреть — как работает эта схема изнутри.
«Здравствуйте, здравствуйте. Вы на работу? — Да, совершенно верно. Пойдемте».
Фонд занимается сбором денег для онкобольных детей. Но работает по такой же схеме, что и все остальные сборщики. Мне называют таксу — ее якобы возмещают некие партнеры фонда.
«Наши партнеры — они как бы возмещают. Оплата 23 гривны в час. Ну, а дальше по нарастающей. Если вы будете показывать какие-то личные результаты, тогда порядка 70 гривен в час.
Затем мне выдают копии документов, коробку для пожертвований, жилетку, а еще жалобный текст — и отправляют на охоту за деньгами.
Мне дали задание спуститься в метро — и курсировать от станции к станции — собирая пожертвования.