Кремль не хочет подчинять Украину. Он хочет ее демонтировать, раз и навсегда. Чтобы больше никогда такое государство в существующих границах не смогло появиться на карте мира.
Россия, которая планирует стать ключевым игроком на евразийском пространстве, не может себе позволить иметь у себя под боком абсолютно непрогнозируемую, а тем более враждебную страну, занимающую стратегическое географическое положение.
Москва не может себе позволить зависеть от настроения украинцев: сегодня они проголосуют за тех, завтра за этих, сегодня они сидят спокойно, а завтра устроят Майдан.
Поэтому в Кремле серьезно настроены раз и навсегда покончить с нами и ждут для этого удобного случая. Так же, как они ждали удобного случая больше десяти лет, чтобы начать против нас сегодняшнюю кампанию.
Удобный случай можно просто ждать, а можно создавать и приближать. Кремль всегда выбирает второй вариант, и активно в этом направлении работает.
Демонтаж Украины Кремль может осуществить двумя основными путями: силовым и политическим.
Политический путь заключается в федерализации, последующей ползучей конфедерализации и, наконец, распаде страны на несколько образований, ориентированных на различные соседние государства. Так называемая “Новороссия” – на Россию, Галичина – на Польшу, Закарпатье – на Венгрию, Словакию и ту же Россию, Буковина и Бессарабия – на Румынию. С “той” стороны нужные политические силы прикормлены и только ждут отмашки из Москвы, чтобы начать нас рвать.
Независимая “Новороссия” Кремлю не нужна. В Москве уже понимают, что любая обособленность порождает обособленное самосознание, и, создав новое большое государство, Россия рано или поздно получит себе еще одну Украину под боком. Поэтому в случае распада Украины “Новороссию” по ее “просьбе” будут сразу включать в состав России в качестве нового федерального округа.
Небольшой обрубок страны вокруг Киева не будет иметь для России никакой стратегической ценности. Более того, утратив ресурсы и территории, остаток Украины также попадет в сферу влияния России и, со временем, примкнет к ЕврАзЭС либо также вольется в Россию на правах автономной республики.
Чтобы осуществить такой сценарий нужно обеспечить совпадение нескольких факторов.
1. Ослабление центральной власти. Для этого Кремлю важно превратить Украину в парламентскую республику либо максимально ослабить президентскую вертикаль другими формальными и неформальными способами.
2. Усиление региональных элит. Этому сегодня способствует экономическая децентрализациея, которая, фактически, является фундаментом для политической федерализации. Если при этом подкупить часть региональных элит напрямую или какими-либо преференциями – эффективность их использования возрастет в разы.
3. Усиление раскола между регионами по культурным и языковым признакам. Для этого Кремлю нужно максимально усилить два крайних полюса – защитников русского языка и фанатичных апологетов украинизации и противопоставить их друг другу. Если до революции ставка делалась, прежде всего, на русскоязычное население, то сегодня Кремлю выгоднее идти от обратного –провоцировать крайних националистов через своих агентов в их среде и разжигать ненависть с их стороны по отношению к русскоязычным украинцам.
4. Рост регионального патриотизма и настроений, связанных со всеми видами автономности. Этому очень поспособствует внедрение в тело Украины ОРДЛО на правах автономии или субъекта федерации. Вполне вероятно, что многие регионы после возвращения Донбасса на условиях России будут предпринимать по своей инициативе (или с подачи агентов Кремля) политические, экономические и гуманитарные шаги по максимальному ограждению себя от вновь приобретенных соотечественников и остальной Украины.
5. Дестабилизация органов власти и паралич системы управления государством. Для этого активно продвигается идея досрочных парламентских выборов, что не только является само по себе дестабилизирующим фактором, но и несет риск прихода в парламент массы засланных агентов, которые сорвут создание любой коалиции, выборов премьера и, таким образом, парализуют весь процесс реформ в стране.
5. Приход к власти пророссийских либо популистских сил и создание благоприятных условий для демонтажа Украины. Для этого Кремль пачками скупает отдельных политиков и целые партии, инспирирует и усиливает протестные настроения населения, осуществляет тотальную дискредитацию власти и всех государственных институтов Украины.
Если политический вариант демонтажа Украины зайдет в тупик, у Кремля остается силовой путь расчленения страны.
Он возможен только в случае если Кремль, который стремится на международной арене играть роль миротворца и обосновывает все свои шаги якобы “гуманитарными соображениями”, сможет создать такие условия для вторжения, против которых мировое сообщество не сможет найти контраргументов.
Просто взять и напасть сегодня невозможно. Агрессия должна быть продиктована самыми благими и возвышенными соображениями гуманитарного характера, которые пророссийские СМИ и политики по всему миру осветят таким образом, чтобы общества развитых стран встали на сторону Москвы.
Силовой вариант имеет две составляющие, которые могут осуществляться в комплексе либо по отдельности – внутреннюю дестабилизацию и внешнюю агрессию.
1. Внутренняя дестабилизация направлена на то, чтобы в Украине исчезла легитимная власть, а в стране воцарились хаос и кровопролитие.
Этого можно достичь:
– путем государственного переворота в период между выборами;
– инспирированием общественного взрыва в период выборов с невозможностью установить их результаты, дальнейшей эскалацией, разрушением государственных механизмов;
– созданием на основе отдельных политических и общественных организаций и неформальных структур параллельных центров силы, неподконтрольных государству и разрушающих монополию государства на насилие, проведение внутренней и внешней политики.
Для осуществления государственного переворота и демонтажа Украины идеальный вариант – пророссийский президент с одной стороны и подконтрольные через своих агентов вооруженные патриотические формирования – с другой. Если получить своего президента в Украине Кремлю не удастся – будут всеми способами топить того, который есть.
Общественный взрыв во время выборов достигается массовыми фальсификациями и профанацией выборов, срывом голосования и подсчета голосов в регионах и других подобных технологиях. В таком случае в работу также включаются те вооруженные формирования, которые Кремль контролирует через своих агентов.
Создание параллельных центров силы осуществляется через агентов влияния, объединяющих вокруг себя патриотически настроенных граждан, ветеранов АТО, волонтеров, добровольцев. Они, по идее, должны подменить собой государство и начать постепенно его разрушать, действуя самостоятельно в вопросах внутренней и внешней политики, экономики, гуманитарной сферы. То есть, по сути, речь идет о “ползучем Майдане”.
В случае, если эти сценарии будут полностью реализованы, страна рассыплется сама, и России при помощи “ЛДНР” останется лишь подобрать нужные ей регионы. Естественно, “исключительно с целью не допустить гуманитарной катастрофы и предотвратить кровопролитие”.
2. Прямое военное столкновение. Оно возможно только в случае, если Украина сама нападет на Россию или союзные с ней государства. И если прямая агрессия Украины против России нереальна, то военный конфликт с ее союзниками спровоцировать вполне можно.
Для этого Кремлю достаточно признать независимость “ЛНР” и “ДНР”, подписать договор о союзничестве и военной взаимопомощи и спровоцировать эскалацию конфликта между Украиной и новоявленными “республиками”. Хотя бы разместив у линии разграничения свой “миротворческий контингент” в соответствии с договором между РФ и “ДНР” и срежиссировав якобы их обстрел со стороны Украины.
То, что мировое сообщество не признает независимость “республик” – в данном случае не будет иметь никакого значения, главное – что Россия их признает, а потому будет действовать абсолютно в правовом для себя поле. К тому же к признанию республик Россия привлечет своих союзников по всему миру для максимальной легитимизации “новообразований”. Первый шаг в виде признания паспортов “ЛДНР” уже сделан.
При этом у России будет два варианта действий: “лайт-версия” в виде поддержки армий “ЛДНР” авиацией и ракетами по фронту, который будет двигаться от линии разграничения к Харькову и Одессе, либо “хард-версия”, когда прямое нападение России будет осуществлено и с ее территории.
Силовые варианты – последний довод, когда все остальные возможности будут исчерпаны и в Кремле поймут, что они проиграли во всех остальных партиях.
В настоящее время мы видим последовательное продвижение Кремля в обоих сценариях – политическом и силовом, чтобы в нужный момент можно было использовать наиболее целесообразный из них, гарантирующий достижение цели.
Понимая это, сегодня не только украинской власти, но и гражданскому обществу нужно отдавать себе полный отчет в том, как те или иные наши действия способны повлиять на ход гибридной войны.
Нам нужно защищать государство – единственную организованную и системную силу, способную, в свою очередь, защитить всех нас и сохранить нашу целостность.
Есть и другой вариант – играться дальше в политику и “активизм” и думать, что это все шуточки. Это будет очень увлекательно и фейерично, но недолго. А потом нация умоется кровью.