Знание истории России помогает понять современную Россию, говорит британский историк Саймон Себаг-Монтефиоре. "Русские привыкли к могуществу, им нравится видеть его проявления. Путин проявил огромную способность уцелеть в качестве правителя России".
“У России нет друзей. Нашей огромности боятся. У нас есть только два надежных друга: наша армия и наш флот”. Такова одна из любимых фраз царя Александра III, демонстрирующая, в чем квинтэссенция России”, – пишет журналист El Mundo Педро дель Корраль Арче. Таким образом газета предваряет интервью британского историка Саймона Себаг-Монтефиоре, книга которого “Романовы” выходит в Испании.
Себаг-Монтефиоре утверждает, что представители династии Романовых были “самыми успешными строителями империй со времен монголов”. “На всем протяжении его книги чувствуется, к какому насилию прибегали эти правители, чтобы не давать своим противникам распускаться”, – комментирует газета. “Россия – это страна, которой чрезвычайно трудно управлять ввиду ее величины, ее сложностей или дефицита институций, и, хотя со временем она изменилась, в ней по-прежнему жива имперская “жажда”, – пояснил британский писатель. – Это государство всегда беспощадно обращалось с мятежными крестьянами, и, безусловно, Романовы были самыми кровавыми в Европе, но не во всем мире. Завоевание Мексики было еще более жестоким”.
По мнению журналиста, в книгах Себаг-Монтефиоре (двух биографиях Сталина, а также книге “Екатерина Великая и Потемкин”) чувствуется страстное увлечение царями. “Русские привыкли к могуществу, им нравится видеть его проявления по телевизору. Они восхищенно смотрят на ракеты, запускаемые с военных кораблей, или на бомбардировки деревень в Сирии. Для них это зрелище”, – говорит Себаг-Монтефиоре. Он замечает: “Екатерина Великая обстреливала Сирию и на целый год оккупировала Бейрут, так что параллели – не метафорические, а точные”.
Газета полагает: “В 1918 году Российская империя могла бы умереть, но ввиду тяги к соперничеству на международной арене гегемония сохранилась доныне, передав эстафету не столь кровавой, но столь же авторитарной Федерации (подразумевается РФ. – Прим. ред.)”, – говорится в статье. По мнению Себаг-Монтефиоре, Владимир Путин объединяет в себе главные черты царя. “Только в Путине они присутствуют вместе. В вашем премьер-министре – разумеется, нет. И в нашем их тоже нет. С тех пор, как он пришел к власти, он продемонстрировал огромную способность уцелеть в качестве правителя России на протяжении 16 лет”, – говорит историк.
В этом смысле знание истории России помогает понять современную Россию. “Екатерина Великая и Потемкин основали в Севастополе военную базу. Таким образом, Крым символизирует мощь России на юге и в восточном регионе”, – сказал Себаг-Монтефиоре в интервью.