Симпатизирующие президенту Владимиру Путину жители Запада все активнее обвиняют лидеров своих стран в провоцировании России, пишет обозреватель Times Роджер Бойес
“Они все превратились в “полезных идиотов” Владимира Путина: эти греческие министры в гавайских рубашках, испанские активисты, выступающие против мер жесткой экономии, жители северной части лондонского района Излингтон [на протяжении многих лет голосующие за лейбористов], в общем все эти люди с Красной планеты (Марса). Эти коллаборационисты, часто ставшие таковыми по неведенью, внезапно стали полезны в критический для Кремля момент. Россия усиливает свою армию, мирный договор по Украине провалился, и Москва начинает полагать, что ей необходимо поменять условия в спорных вопросах с Западом”, – пишет журналист.
Представляющий Излингтон в парламенте лейборист Джереми Корбин, которого считают ведущим претендентом на лидерство в партии, на прошлой неделе предположил, что Польшу не следовало принимать в НАТО. Он считает, что принятием Польши и предложением перспективы европейского будущего для Украины Запад спровоцировал Путина на отъем Крыма, потому что Россия якобы имеет “право” чувствовать себя безопасно в своих границах. А где заканчиваются эти границы? И как насчет права суверенных стран на свободу выбора? А также краеугольного принципа западной политики, практиковавшегося с 1989 года, о том, что либеральные демократические принципы могут помочь восточноевропейским странам, и в том числе России? – вопрошает автор.
Концепция мира, в котором перемены возможны и без предварительного одобрения Кремля, так и не была принята европейскими левыми, придерживающихся антиамериканских взглядов, которые считают себя хранителями духа времени. Сейчас они отстаивают исключительное право Москвы сохранять свою сферу интересов, отмечает Бойес.
Справедливости ради, нежелание принимать Украину в ЕС необязательно диктуется радикально левыми взглядами. Центристы-аналитики Марк Леонард и Иван Крастев недавно призвали европейцев не стремиться к преображению других стран, а сосредоточиться на сохранении собственной среды обитания в своих странах.
Однако главная движущая сила в стремлении оправдать Путина заключается в ощущении, что Центральная Европа в силу своего географического положения обречена на ограниченный суверенитет. Более того, лоббисты Кремля полагают, что общества восточноевропейских стран, по ряду исторических причин, лучше всего чувствуют себя под руководством сильных лидеров, пишет автор.
Так печатный орган Лейбористской партии Tribune в 1939 году писал, что вторжение Красной армии в Восточную Польшу было “тепло встречено крестьянами”.
В наше время истинным рупором Лейбористской партии по отношению к Москве себя позиционируют левые лейбористы. В нормальное время это бы не имело никакого значения. Но похождения премьера Греции Алексиса Ципраса и его постоянный диалог с Путиным во время долгового кризиса в стране показывают, как политика, направленная против режима жесткой экономии, играют на руку Кремлю, полагает обозреватель.
“Санкции ЕС против России принимаются путем единогласного голосования. Благодаря этому Ципрас приобретает большую ценность в глазах Путина, даже больше чем клоуны из родео вроде Дональда Трампа и Найджела Фараджа. Клуб “полезных идиотов” растет с каждым днем, и самые полезные в нем – те, кто ближе всех к власти. Я уверен, что есть в нем места и для Шотландской национальной партии. Россия будет пристально наблюдать за результатами выборов в Испании, которые состоятся осенью. Левая партия “Подемос”, выступающая против жестких экономических мер, имеет шансы попасть в правительство. Они также могут войти в клуб “полезных идиотов”, – иронизирует автор.
Понятно, что Путин не сойдет с пути продолжения экспансии, основывающейся на военной силе. Он всерьез рассматривает Евразийский экономический союз как возможность создать многонациональное сообщество, которое отвергает американские ценности, задвигает на второй план соблюдение прав человека и делает упор на создание благосостояния. Если леваки хотят подстроиться к Путину, они должны будут тогда принять эту программу, пишет Бойес.