Политические новости

Цена крымской трагедии Украины,- Лосев

Что потеряло Украинское государство вследствие ампутации Россией его части.

Уже сейчас можно констатировать фундаментальные геополитические потери, которые ставят под сомнение международный и региональный статус Украинского государства. Страна потеряла контроль над черноморским побережьем, сохранив только относительно небольшой северный его отрезок, избавившись от потенциально лидерских позиций в бассейне Черного моря.

Неслучайно выдающийся украинский геополитик Юрий Липа писал: «Тот, кто владеет Севастополем, владеет Крымом; тот, кто владеет Крымом, обладает Черным морем». Сегодня и Севастополь, и Крым, и Черное море прибрала к рукам Россия. Украина потеряла свои позиции в море Азовском.

Если раньше она существовала в Керченском проливе, контролируя его западный берег и остров Коса Тузла, то сейчас оба берега принадлежат РФ, Азовское море стало внутренним российским озером и Москва будет решать, пускать украинские суда из Черного моря в наши же азовские порты Мариуполя и Бердянска или не пускать, заблокировав нам таким образом металлургические центры Южного Востока.

Если посмотреть на карту, то геополитическое положение Украины стало крайне скверным: от Черниговщины до юга Донетчины, от Херсонщины до Приднестровья (а с учетом территории Беларуси даже еще больше) она с трех сторон (север, восток, юг), а если учесть и военный контингент РФ в так называемой Приднестровской Молдавской Республике, то и с четырех, взята в окружение России.

Обороняться было бы трудно. Излишне говорить, что такая конфигурация границ Украины и российских военных группировок будет постоянно провоцировать Кремль, побуждать его окончательно лишить Украину выхода к морю, ликвидировать ее как морскую державу. Если такое произойдет, она будет иметь вид протектората Богемия и Моравия вместо полноценной Чехословакии…

Газоносный шельф Украины в Черном море также в значительной мере утрачен вместе с мощной добывающей компанией «Черноморнефтегаз», которую захватили российские оккупанты.

Утрачены лучшие военно-морские базы Украины в Севастополе, Феодосии, Керчи, Донузлаве. Десятки тысяч крымчан (крымских татар, украинцев, русских и прочих) стали беженцами, их жизнь разрушена. Украинскому народу брутальным актом агрессии и оккупации нанесены очень мучительные травмы.

Соборность страны утрачена. Ее восстановление должно стать стратегической задачей нации, национальной идеей. Чувствуя такие настроения, практически все топ-политики страны (Порошенко, Тимошенко, Гриценко, Ляшко и др.) на президентских выборах обещали вернуть Крым Украине. Но это предполагает огромные усилия. Крым сдали легко, но вернуть его будет очень трудно.

Пока все остается на уровне разговоров и лозунгов. В Киеве уже состоялся съезд крымчан, вынужденных бежать с родной земли под давлением оккупантов и коллаборационистов. Эти люди жаловались на отсутствие реальной помощи государственных органов. Беженцы оказались вне правового поля Украины, имея проблемы с судебной защитой своих прав, трудности с пользованием счетами в украинских банках, с переносом своего бизнеса на материковую Украину и т.п..

Жилье они имеют временное, а перспективы совершенно неизвестны. Официальный Киев медлит с законом «О статусе вынужденных переселенцев», говорят, что его готовят, но Верховной Раде постоянно никогда, все ее время забирают заботы, связанные с изменениями в Конституции, которые должны сделать главу государства бесправной куклой и разрушить вертикаль власти, сделав подарок сепаратистам в регионах и Путину. Правильно утверждают некоторые общественные деятели, антитеррористическую операцию надо начинать с Верховной Рады, Кабмина и Администрации президента.

Показательно, что маленькая Грузия после войны 2008 года сформировала Министерство реинтеграции оккупированных территорий, а в Украине обещали ввести должность вице-премьера по этим вопросам, соответствующего министра… Однако пока нет ничего, между тем десятки тысяч крымчан, а теперь уже (вследствие «очень удачной» политики нынешней власти) и бывших жителей Донецкой и Луганской областей ежедневно становятся жертвами равнодушия и безответственности киевской бюрократии, бездарной и неумелой, способной работать только на собственный интерес.

И это тогда, когда очень важным становится формирование комплексной (экономической, правовой, дипломатической, культурной, информационной, военной, пограничной и т.д.) крымской политики государства Украина.

Возникает необходимость искать нестандартные, эвристические решения крайне сложных проблем. В частности, как поддержать сторонников Украины, оставшихся в Крыму; как помогать тем, кто был вынужден его покинуть; как в условиях оккупации и жесткого давления Кремля и его репрессивных структур поддерживать крымскотатарский народ. Кстати, он нуждается в содействии не только на полуострове, но и на уровне международных инстанций, где надежда на украинскую дипломатию.

В мировой политике на всех международных форумах Украина должна постоянно поднимать проблему Крыма, не давая возможности России тихо и спокойно его “переваривать”, а мировой общественности – забыть об этой наглой аннексии.

Киев должен поддерживать разнообразные связи со своими сторонниками на полуострове, систематически напоминая об украинской государственной принадлежности Крыма и временности оккупации, как и путинского деспотического режима в целом.

Учитывая это, крайне важным является создание специальной радиостанции, например, под названием «Украинский Крым», которая работала бы на местную аудиторию на украинском, крымскотатарском и русском языках. Здесь пригодились бы традиции радиостанций «Свобода» и «Свободная Европа».

Журналисты обязательно должны быть талантливые и креативные, потому что невежд и бездарей в отечественных СМИ хоть отбавляй… Не помешал бы и спутниковый телеканал, который принимали бы на территории Крыма. Следует подумать о путях поставки на оккупированный полуостров газет, журналов, книг и листовок. Кроме того, нужны соответствующие сайты. Только тогда жители АРК будут чувствовать, что их не забыли и не сдали.

Украинское государство обязано защищать свою целостность в международных судах, а это означает необходимость регулярной подготовки грамотных в юридическом отношении исков против страны-агрессора.

Без этого заявления, что «мы никогда не признаем аннексии Крыма», «мы вернем Крым Украине», «Крым все равно будет украинским» – ничего не стоят. Это будут только слова, слова, слова… Причем вербальные усилия без реальных действий будут только дискредитировать Украину, как когда-то КНР – бесконечные «китайские предупреждения» в связи с нарушениями ее воздушного пространства иностранными военными самолетами. Сейчас Пекин имеет мощную систему ПВО, поэтому необходимость «предупреждать» исчезла.

Новоизбранный президент Украины Петр Порошенко также обещает вернуть Крым «экономическими и юридическими средствами». А разве Россия забрала его именно таким образом?

Прежде чем говорить о возвращении полуострова, нужно четко выяснить, как он был утрачен, разобраться во всех ошибках, разгильдяйстве и измене, выявить всех виновников на разных уровнях власти Украины и дать им надлежащую юридическую оценку, в частности – проанализировать деятельность во время крымского кризиса руководства Верховной Рады, Кабинета Министров, Администрации президента, Министерства обороны, Генерального штаба, МВД, СБУ.

Очень важно всеми политическими и дипломатическими шагами Украины даже символично НЕ легитимизировать аннексию украинской территории. В частности, вызывает удивление одно из первых заявлений победителя президентских выборов Петра Порошенко: о его стремлении подписать новую политику безопасности соглашение с Российской Федерацией. Начав агрессию против Украины и захватив Крым, последняя пренебрегла кучей сделок, то какой же смысл заключать с ней еще одну, которую она тоже может в любой момент проигнорировать?

Москва неслучайно то и дело начинает заигрывать с Киевом, демонстрируя готовность к переговорам. Это делается с целью оторвать Запад от Украины, расколоть неформальную коалицию его стран, показать, мол, то, что происходит, – сугубо двусторонний конфликт, «давний спор славян между собой» (по Пушкину), и поэтому Запад может успокоиться и в эти дела не вмешиваться. А оказавшись с Украиной наедине, Кремль будет диктовать условия государству, которое будет реально изолировано.

Такой подход выгоден именно стране-агрессору, оккупанту, который хочет быть с жертвой лицом к лицу. Тогда как Украина, наоборот, должна стремиться к максимальной интернационализации конфликта. Сейчас цель Кремля – усыпить внимание мировой общественности к крымскому вопросу. Хочется верить, что бывший министр иностранных дел Украины Петр Порошенко это осознает.

Вопрос возвращения Крыма станет серьезным экзаменом национально-государственной способности украинского общества.

По материалам  tyzhden.ua
fox