…Сказать, что Россия превратилась в территорию страха, означало бы смягчить ситуацию. Больно, гадко, оскорбительно получать каждый день новости из России, источником каковых раньше мог быть только Советский Союз — или Белоруссия. Это как снежный ком.
Как лавина. Как инфекция. Как вирус. И ужасает уже даже не содержание новостей — а феноменальная скорость распространения этого угара, этой страшной параноидальной мутации. С центром излучения — Кремль. Причина очевидна: страх Путина потерять власть, а вслед за потерей власти (вместе со всеми ее силовыми атрибутами) — страх неминуемой расплаты за все бандитские силовые операции и за силовой передел собственности. Как точно сказал один русский писатель, временщики-диктаторы всегда жестоко мстят своим согражданам за собственные ночные кошмары.
Узнав о смерти Ельцина, я почему-то сразу вспомнила, как он амнистировал лидеров вооруженного мятежа 93-го года. Выпустил из тюрьмы и простил людей, которые послали автоматчиков захватывать телецентр «Останкино» – а следующим шагом надеялись убить Ельцина.
А теперь представьте на секундочку, в какую кровавую кашу Путин стер бы сейчас любого, кто вышел бы с требованием смещения президента и смены контроля над телеканалами. Путин не то что автоматчиков, а даже просто кучку безоружных людей, которые выходят на мирные манифестации, настолько истерически боится, что отдает омоновцам приказ применять превентивную силу.И именно этот путинский страх, которым он заражает всю страну, – причина позорных изменений выборного законодательства, которые любые выборы при нынешней власти сделают дурной опереткой: даже если вся страна в знак протеста не явится на выборы, то по закону это трио — Путин, Медведев, Иванов — будет признано конституционным большинством.
Мы слишком мало ценили при Ельцине свободу, которая нам досталась даром. Мы слишком мало ценили это чудо – шанс на переход к демократии бескровным путем, через бархатную революцию.
Мы слишком вдохновенно гадили на голову тем, кто эту демократию и свободу нам гарантировал. И слишком быстро начали брезгливо называть «демшизой» и «маргиналами» тех, для кого свобода (в том числе наша с вами) оказалась дороже их собственной жизни.
Теперь нам с вами решать: позволим ли мы, великий русский народ, с великой свободолюбивой литературой и великими философами, чтобы серенькие люди в штатском, не прочитавшие и не понявшие по-настоящему ни одной великой русской книжки, но с какой-то стати убежденные, что Россия – это их страна, нам опять диктовали, что можно говорить по телевизору – а что нет? Что можно писать в газетах и книгах – а что нет? Кому можно спокойно жить в стране – а кого либо убьют либо выгонят? Потерпим ли мы, что лицом России, ее олицетворением отныне будут уже даже не диковатые олигархи с пальцами, сколотившие себе империи из грабительски поделенного бывшего государственного имущества, а новый чекистский олигархат – те, которым даже не хватило ума в период первичного накопления капитала выстроить свой бизнес – и поэтому они решили пойти по пути мародеров. Смиримся ли мы с тем, что закопав Ельцина в могилу, кремлевская власть как будто вырезала из отечественной киноленты короткий период гражданских свобод и великих надежд – и по сути сделала Путина правопреемником не Ельцина, а старой советской номенклатуры – со слегка подновленным ВПК и с куда более прибыльным ТЭК, но все с тем же, советским, набором моральных и корпоративных принципов?
У каждого своя линия фронта…Но даже если ты не смеешь выйти на площадь – есть масса способов не стать подонком. И пережить эти времена достойно. Методички существовали еще в прошлом веке, в классике предыдущих поколений российских «несогласных». Есть масса способов гражданского неповиновения, которые спасают жизнь тем, кто борется и за нашу с вами свободу. Не говорю уж о том, что стоит вспомнить, как забрасывали цветами легендарного героя-генерала (тогда еще – полковника), который отказался выполнять преступный приказ и расстреливать своих сограждан, защищавших демократию, – и привел свою танковую колонну к Белому дому под крыло Ельцина в переломном 91-м.
Каждый переживает страшные времена в меру своих сил. Диссиденты со стажем советуют очень простой способ, чтобы не подличать: перенести себя мысленно в будущее. В ту точку, где весь этот кошмар, это наваждение закончится – как закончилась в свое время и советская власть, казавшаяся даже им бесконечной, и представить – оттуда, из этой точки в будущем – как ты будешь выглядеть после того, что ты делаешь сейчас.
Ельцину, несмотря на раскаяние, на исправление ошибок времени жизни уже не хватило.
Страна, в которую вы (В.В.Путин) после Ельцина превратили Россию, – это страна с убитой свободой – как тело без души.
Знаете, один еврейский парень, которого любят цитировать в русских церквях, очень точно подметил: «Где дух Господень – там свобода».
Это уравнение решается простейшим способом: где нет свободы – там нет духа Господня.
Иначе история человечества началась бы не с райского сада с полной свободой выбора – а с концлагеря. Или с ОМОНа на Пушкинской площади.
Е.Трегубова