Политические новости

Как Путин отправил Россию в никуда, – СМИ

Президент России выступил с посланием к Федеральному собранию, в котором подтвердил, что страна продолжит идти избранным курсом, который ведет ее прямиком к пропасти.

Формат

Послание президента РФ Федеральному собранию (парламенту) России – это обязательный ежегодный жанр, прописанный в конституции.

В этом, необычайно насыщенном событиями, году выступлению предшествовал большой ажиотаж. Глядя на все более унылую окружающую действительность, загибающуюся экономику, летящий в пропасть рубль, общую стагнацию и гниение, россияне ждали от Владимира Путина настоящего Откровения, слов, которые укажут верный путь и откроют сияющие горизонты. Дело дошло до того, что телеканал Россия перед посланием вышел с анонсом девяностого уровня подхалимства: “Послание свыше”. В общем, ожидалось не просто послание, а целое “Послание к Римлянамъ” (тут – Россиянамъ) в стиле апостола Павла, никак не меньше.

Еще за неделю до мероприятия российские СМИ переполнили предположения и спекуляции на счет того, куда развернет Россию ее президент. Большинство разнокалиберных аналитиков сходилось во мнении, что нынешний курс – тупиковый, поэтому какая-то смена направления развития страны все-таки должна быть. Вариантов предлагалось два: либерализация или дальнейшее закручивание гаек. Однако Путин посрамил всех гадалок от политологии: Россия, как следует из его послания, продолжит бодрое движение в никуда.

Формат послания Федеральному собранию предполагает, что глава государства в сжатой форме подобьет итоги прошедшего года, пояснит, что удалось, что – нет, а также наметит цели и приоритеты на год наступающий. Путин, однако, такой формой не удовлетворился. Самая эмоционально насыщенная часть его речи – политическая – затронула людей и события из глубокого прошлого.

Надо отметить, что в большинстве случаев, когда президент РФ говорил о России или пользовался местоимением “мы”, речь, конечно, шла о нем лично. Например, фраза “мы осознали неразрывность тысячелетней истории нашего отечества”, звучит совсем непонятно – кто именно эти “мы”? Но вот если поменять это местоимение на “я”, то все становится на свои места: Путин почитал исторических книг (это его нынешнее увлечение) и что-то там осознал. Все просто!

Украина и Запад

И, как следует из дальнейшего текста, это осознание дало ему вдохновение отпилить от Украины Крым. Забавно, что, обосновывая это решение, он ссылался на решение “абсолютно легитимного” крымского парламента, избранного еще при действии украинских законов – в 2010 году. Звучало так, что в легитимность нынешнего парламента, избранного уже при российской власти, он как-то не очень верит. Но это, в общем, не важно. Законы и парламенты, по Путину – это так, формальность.

Главное для него вот это: “…в Крыму живут наши люди, сама территория стратегически важна. И именно здесь находится духовный исток формирования […] русской нации и централизованного российского государства”. Эту шаткую логическую конструкцию сомнительной исторической ценности, Путин тут же оснастил странноватой подпоркой: “Именно в Херсонесе принял крещение князь Владимир, а потом крестил всю Русь”. Выходит, что все претензии насчет Крыма, Барак Обама и Ангела Меркель должны адресовать не Кремлю, а его средневековому князю и древним византийцам, которые сваляли дурака, неудачно выбрав место крещения. Впрочем, в этой логике Западу еще повезло, что Владимир (князь, не президент) поленился добраться до Константинополя, а то “зеленые человечки” гуляли бы сейчас по Стамбулу.

Ну а следствием этого, пояснил Путин, было христианство и объединение восточнославянских племен под властью князя, имя которого он скромно упустил. “На этой почве наши предки навсегда осознали себя единым народом”, – заявил российский президент, не уточнив, правда, каким именно образом он узнал мнение этих самых предков. Чтобы развеять последние сомнения в правильности оккупации, он добавил: “Это дает нам все основания сказать, что для России Крым, Херсонес, древняя Корсунь и Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение. Так же, как и Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам и иудаизм”. В общем, тут Путин схитрил, сравнив аннексию Крыма Россией с аннексией Восточного Иерусалима Израилем. Проблема только в том, что про Корсунь знают от силы процентов пять россиян, о Херсонесе – чуть больше, но явно уж не подавляющее большинство, как в случае с евреями и Иерусалимом. Впрочем, государственная пропаганда уже наверняка бросилась восполнять этот пробел.

Но интереснее всего то, что, приводя историческую справку, он ни словом не обмолвился об Украине. У этого государства в его мире вообще нет истории, а только мрачное настоящее. При этом сама Украина – выдумана Западом при помощи российской власти на рубеже 1990-х годов.

Украинцы, по Путину, конечно, имеют право на собственный путь, но Майдан и бегство Виктора Януковича – это “государственный переворот и силовой захват власти”. А нынешняя война в Донбассе, по его мнению – это следствие “переворота”. Российский президент искреннее удивился, как это можно поддержать стремление украинцев скинуть надоевшего им “абсолютно легитимного и международно признанного главу государства”. Почему весь мир с сочувствием относится к стремлению Киева навести порядок на востоке страны, ему тоже непонятно.

Но несколькими абзацами ниже Путин раскрыл секрет: во всем виноваты американцы, которые “впрямую или из-за кулис влияют на наши отношения с соседями”. “Иной раз даже не знаешь, с кем говорить, с руководителями некоторых государств или с их американскими покровителями и спонсорами”, – посетовал российский президент, тут же объяснив причину своей обиды на Запад.

Оказывается, соглашение Украины и ЕС об ассоциации не пожелали обсуждать с Россией! “Нас просто послали подальше”, – пожаловался Путин. И снова: если поменять “нас” на “меня”, то многое становится ясно. Путин не может простить, что его, “правильного пацана”, “послали” какие-то там европейцы с американцами. Фактически, Украина в его миропонимании – это территория, где он “забил стрелку” обидчикам, чтобы они “за базар ответили”.

Дальше было несколько абзацев, исполненных обиды и злости на Запад. Общий смысл такой: “Ах так, не захотели по-нормальному? Ну тогда нате вам, получайте”. Ну и сразу после этого Путин объяснил, что Запад должен помочь Украине деньгами – “под реформы”. При этом он похвалился, что Россия “внесла огромный вклад в поддержку Украины”, засыпав аудиторию цифрами финансовой помощи Киеву, якобы выделенной Кремлем.

Обида на Запад, впрочем, никуда не исчезла. Президент объявил, что у европейцев, в отличие от россиян, нет национальной гордости и расплывчатое понятие о суверенитете, поэтому Россия будет поступать так, как хочет, а сбить ее с выбранного курса – невозможно. Путин, однако, пожаловался, что европейцы, хоть слабы и беспомощны, но крайне спесивы – считают окружающих “малообразованными людьми, которые не умеют читать и писать”. Похоже, это личное: на Западе часто подчеркивают, что российский президент по уровню культуры и образования серьезно не дотягивает до мировых стандартов.

В целом, смысл этой части послания можно сжать до нескольких предложений: “Я начитался исторических книг, проникся смыслом, а потом воспользовался страшным Майданом, чтобы отобрать Крым. Гнилой и высокомерный Запад попытался меня наказать, прогнал меня из компании, а я ему за это устроил Донбасс. Хотите, чтобы не было войны? Признайте мое интеллектуальное и духовное величие и дайте снова играть в вашей песочнице. Если нет, то продолжу кидаться в вас какашками”.

Впрочем, Путин, похоже, и сам не очень верит, что его простят. Он, например, объявил, что санкции все равно были бы – Крым и Донбасс тут ни при чем. Коварный Запад столетиями сдерживает Россию, поэтому придумал бы что-то еще. Поэтому придется продолжать в том же духе – и в Крыму, и в Донбассе, поскольку “чем больше мы отступаем и оправдываемся, тем больше наши оппоненты наглеют и ведут себя все более цинично и агрессивно”. В завершение Путин пригрозил американцам, что у России есть “надежный и гарантированный” военный ответ на все их хитроумные происки и похвастался “вежливой, но грозной армией”.

Похоже, что никакого смягчения позиции Путина по Украине сейчас ждать не приходится.

Экономика

Объявив Запад вечно докучающим России злом, президент заявил, что Москва будет искать выходы на другие мировые рынки – в Азии и Южной Америке, например. Это, правда, благие намерения, а вот реальное состояние российской экономики, его, конечно, очень волнует.

Разругав последними словами США и Европу, Путин тут же объявил, что Россия будет открыта для мира и привлечения иностранных инвестиций. Дело в том, что он вознамерился создать условия для развития в России производства всего и вся для импортозамещения.

Для этого российский президент приказал победить непобедимое – безответственность, бюрократию и отсутствие инициативы. С падением цены на нефть он волшебным образом осознал, что эти атрибуты выстраиваемой им “вертикали власти” – “тормоз на пути развития России, прямая угроза безопасности”. Теоретически, после этих слов он должен был бы подать в отставку, но этого, конечно не произошло. Путин объявил “так называемые санкции” стимулом для развития экономики. По его логике, из-за этих санкций Россия сейчас начнет создавать новые технологии и конкурентную продукцию, отстраивать промышленность, финансовую систему и образование.

Однако тут есть небольшая проблема. Дело в том, что во времена нефтяного изобилия все это было совершенно ненужно, а потому уничтожалось ударными темпами. Никакой уважающий себя бизнесмен и не подумает вкладываться в производство в нынешней России, где курс рубля – в крутом пике, всесильные спецслужбы “отжимают” любой прибыльный бизнес, а от судебной системы осталось лишь название.

Путин тут выдвинул ряд здравых идей: надо дать гражданам шанс раскрыть себя, снизить административное давление на бизнес, объявить амнистию беглым капиталам, ввести каникулы от различных проверок и радикально сократить их число, не менять налоговую систему и так далее. Он не упомянул о главном: о реформе судебной системы. Единственная сложность реализации путинских экономических замыслов заключается в том, что без работающей, честной и независимой судебной системы никакой нормальный бизнес вести невозможно. А если такая система появится, то сам оратор и примерно 95 процентов его слушателей в зале в течение одного года оказались бы за решеткой. Как разрешить эту дилемму, президент объяснять не стал.

Он ограничился лишь констатацией того, что свобода – это дело, в общем, хорошее. В общем, с этим не поспоришь, но вот для большинства людей свобода и Путин – это понятия из разных галактик. В России возможно либо одно, либо другое. Президент, в общем, тут же подтвердил это наблюдение, объявив, что правоохранительные и надзорные органы сейчас свирепствуют, ломая людям бизнес и жизнь.

Суть, в общем, такая: “Все плохо, нефти внезапно стало не хватать, нужно развивать свое производство. Государство, в общем, поможет, но не совсем: судебную систему – именно то, что является главным препятствием на пути развития бизнеса – менять не будем”. Неудивительно, что на фоне этого выступления курс рубля снова обновил минимумы, а фондовый рынок резко упал. Тщательно выверенная риторика Путина никого не убедила.

…и прочее

Завершил Путин свое выступление нудным рассказом о социальных достижениях, в котором не было ровным счетом ничего интересного. Во всяком случае, политологи и аналитики бросились обсуждать именно первые две части его речи.

Тут-то и выяснилось, что в области внешней политики президент РФ уперся рогом и ничего менять не собирается. Курс на конфронтацию с Западом и оккупацию части Украины останется неизменным, пока Запад не покается за непочтительное к нему, Путину, отношение.

В экономической части ворох обещаний либерализации оказался дутым из-за нежелания реформировать судебную систему и установить честные правила игры для всех участников рынка.

Россия продолжит идти нынешним курсом – прямиком на рифы полной изоляции, экономического кризиса и всеохватывающего беззакония. В этой связи нельзя исключать, что следующее послание будет читать уже не Владимир Путин, а кто-то другой. Нынешний президент доказал свое полное интеллектуальное и идейное банкротство.

По материалам  Новое время
innika