В оккупированных городах на Востоке жители ждут возвращения к миру и нормальной жизни, а пока продолжают страдать от вседозволенности боевиков
Переселенцы из зоны АТО и жители, оставшиеся на Востоке говорят, что жить там стало невыносимо: террористы, которые называют себя “ополченцами” и “защитниками населения Донбасса”, гнобят то самое население. Во многих населенных пунктах, которые находятся под контролем боевиков, установлен комендантский час, а квартиры местных регулярно грабят. Сепаратисты, впрочем, и сами не отрицают, что часть их сторонников занимается грабежами: “В семье не без урода”.
“На нашем микрорайоне Зеленый в ряды “ДНР” вступили даже наркоманы со стажем! Они заняли под комендатуру горотдел милиции и выходят на патрулирование около 21:00 – мол, уже наступил комендантский час, хотя он с 22:00, – рассказал “Сегодня” местный житель Александр Евтушенко. – Недавно подошел ко мне один (я точно знаю, что он наркоман), приставил автомат к голове и начал спрашивать, мол, чего я в такое время на улице. Пришлось доказывать, что у меня есть еще час. А когда я зашел в подъезд, увидел, как боевики грабят квартиру уехавшего из города соседа: выстрелили несколько раз в замок, зашли в жилье, один из них схватил телевизор, второй – теплые вещи, а третий кричал им, что надо искать продукты, мол, надоела тушенка с гречкой. Такой вот бандитский быт”.
Местная жительница рассказала нам, как отличился один из ее соседей-“ДНРовцев”: “Боевик приехал из Славянска помогать шахтерским террористам. Так он занял один из домов, а во дворе припарковал… танк, который отобрали у украинской армии!”. В Луганске боевики объявили, что правая сторона на всех дорогах города выделена для их проезда. “Нам пригрозили: сказали, что те, кто нарушит правило, будут наказаны по законам военного времени. Теперь боевики носятся по городу, как угорелые, – для них нет ни правил, ни законов”, – рассказала нам местная жительница, водитель Лариса Кравчук.
Жалуются дончане и на бессонные ночи из-за стрельбы: по словам местных, ближе к полуночи боевики, перебрав спиртного, начинают разъезжать по жилым кварталам и от скуки открывать огонь из автоматов. “Каждую ночь слышу визг колес – такое чувство, что они автогонки устраивают. Пьяные крики: “Лина, Лина!”. Я сначала подумала, что просто галдит нетрезвая молодежь. Но потом раздалась очередь из автомата и снова: “Лина, ты где? Иди сюда, а то я тебя убью!” – и снова выстрелы. Комендантский час они придумали только для мирных жителей. А сами творят, что хотят!” – рассказала нам жительница Донецка Оксана Паршина.
О своих “шалостях” боевики говорят не особо охотно. “Ну, да, бывает, что воруют, – сказал один из командиров в самопровозглашенной “ДНР”, Андрей, – в семье ведь не без урода. Но мы наказываем тех, кто мародерствует или напивается. Вот, например, у меня в подразделении за мародерство расстреливают”.
Охотнее боевики рассказывают о своем быте – подчеркивая, что он у них почти военный. “Мы в “ДНР” подчиняемся единому порядку. У нас а 6:00 подъем, затем построение и завтрак. Еду ребята готовят на электроплитах, а когда электричества нет – на мангалах, прямо во дворах. Если нет боевых действий, то одни заняты патрулированием города, а те, кто наказаны за мелкие нарушения (например, за пьянку на дежурстве), отправляются на исправительные работы и восстановление разрушенных зданий”, – сказал нам Андрей.
В последние недели боевики активнее привлекают в свои ряды мужчин призывного возраста (18-60 лет). Террористы патрулируют вокзалы, центральные площади и улицы городов и насильно забирают людей. Об этом заявило руководство СНБО. По их данным, реестр граждан призывного возраста у боевиков появился после псевдореферендума 11 мая, во время которого сторонники ДНР фиксировали данные граждан. Также в Донбассе действуют так называемые “народные” военкоматы, где можно записаться добровольно. “После оформления документов, новобранец отправляется на спецучения”, – сказали в одном из таких военкоматов.