Политические новости

Как по дороге от Межморья до Триморья забыли об Украине, – Алена Гетманчук

В Украине возмущены тем, что нас не пригласили на саммит Триморья, который из-за визита Трампа поляки перенесли из Вроцлава в Варшаву.

Об этом пишет в блоге директор Института мировой политики Алена Гетманчук.

Особенно обидно это потому, что в прошлом году такое приглашение поступало от другой инициатора объединения – Хорватии. Более того, активно приобщаться Украине к инициативе предлагал и президент Дуда во время своего памятного визита в Киев на День независимости в прошлом году и выступления перед украинским дипкорпусом.

Для Украины отсутствие приглашения на саммит (тогда еще во Вроцлав) стало, действительно, неприятной неожиданностью. Поскольку, по имеющимся признакам, уровень готовности посетить мероприятие наблюдался со стороны Киева беспрецедентно высокий. Не исключаю, что у президента уже даже предварительно забронировали в своем календаре 6 июля как поездку во Вроцлав. После новости о том, что на саммит приедет и президент Трамп, вес саммита вырос в разы: ведь украинский президент теряет возможность еще раз наладить контакт с американским президентом перед встречей последнего с Путиным.

Что же произошло? На самом деле с момента инаугурации встречи Триморья была несколько подкорректирована концепция объединения. Было принято решение, что эта инициатива должна включать только страны-члены Европейского Союза. Собственно, направленность инициативы именно на страны-члены ЕС и стала главным аргументом, которым хозяева саммита – поляки пояснили официальному Киеву, почему мы не приглашены к участию. Мол, это только для стран ЕС, ничего личного. Хотя, по имеющейся информации, некоторые страны-участники инициативы прямо выражали нежелание видеть Украину на саммите, опасаясь, что при нашем участии инициатива автоматически вступит в геополитическую окраску с антироссийским привкусом.

Боюсь, что это и ответ на вопрос, почему нас не пригласили как гостя. Поляки говорят, что такого формата не существует. Но Трамп фигурирует на сайте президента Польши именно в качестве специального гостя саммита? Украинский президент мог бы быть просто гостем. Кроме того, вспомним прошлогодний саммит НАТО в Варшаве: для Украины тоже “придумали” формат. Достаточно было желания поляков и поддержки американцев. Очевидно, на этот раз не было желания такой формат придумывать. А вместе с тем и подчеркивать основную линию несогласия, которая существует среди 12 участниц Триморья – отношение к России в результате ее агрессии против Украины. О чем говорить, когда в двух из этих стран население в случае опасности, согласно результатам социологических опросов, предпочитает прежде всего обращаться за помощью к России, а уже потом в НАТО, членами которого эти страны являются? Рискну предположить, что для того, чтобы быть приглашенными на Триморье, нужно быть не только членом ЕС, но и не воевать с Россией.

В течение последнего года поляки сознательно начали избегать термина “Межморье”, оставив его для научных и экспертных дискуссий, а свою инициативу попросили называть исключительно “Триморьем”. В чем разница? “Межморье” – геополитический термин, который исторически предусматривает элементы определенной безопасности союза, а также сдерживание или хотя бы умаление роли как России, так и Германии. Триморья – это объединение, направленное прежде всего на развитие инфраструктурных проектов в рамках стран-членов ЕС и за фонды ЕС. Эти инфраструктурные проекты в будущем могут распространиться и на Украину. В общем о целях, которые ставит перед собой объединение, можно узнать из его проморолика, размещенного на сайте президента Польши.

И еще два важных момента. Во-первых, урок Триморья Украина должна учесть, и в следующий раз, когда ее будут приглашать на инаугурационную встречу той или иной международной инициативы, не “терять” приглашение, как это произошло в прошлом году, когда мы не были представлены в Хорватии. Кто знает, как бы мы участвовали в дискуссиях с самого начала, концепция Триморья, возможно, имела бы несколько иной вид. Кроме того, за последний год в Киеве так и не смогли четко сформулировать и предложить, какой будет роль Украины и в чем добавленная стоимость от нашего участия в инициативе, кроме самого факта участия президента в саммите.

Во-вторых, есть один, но очень существенный плюс от того, что мы не участвуем в Триморье. Эта инициатива вызывает далеко не лучшие реакции в Брюсселе и Берлине, де-факто политической столицы №1 Европы и, не побоюсь этого слова, политической столице №2 в мире после Вашингтона. Несмотря на все заявления участников инициативы, это никакая не попытка создать альтернативный ЕС, многие в Брюсселе и Берлине воспринимают эту инициативу как таковую, которая – сознательно или бессознательно – нацелена на усиление дезинтеграционных процессов в Евросоюзе. Кстати, в вышеупомянутом проморолике страны-участницы фигурируют как члены евроатлантического сообщества, а не ЕС. То есть более с намеком на членство в НАТО, чем в ЕС. Нужны ли Украине лишние проблемы с Брюсселем и Берлином из-за инициативы, с которой еще неизвестно, что вообще выгорит в практическом смысле? Думаю, ответ очевиден. А в Межморье можем участвовать сколько угодно, главное, чтобы было видение и желание наполнить его конкретным и интересным для других стран региона практическим смыслом.

regional