Политические новости

Павел Шеремет считает, что назначение Климкина ударит по шаблону российской пропаганды

Журналисты обсудили с Павлом Шереметом новые назначения Петра Порошенко в правительстве Украины.

Монгайт: Почему, на ваш взгляд, произошли именно сегодня эти знаковые предложения по переназначениям? Я напомню, что новый министр иностранных дел, вероятно, будет у Украины, новый глава Национального банка и новый генеральный прокурор.

Шеремет: Это нельзя назвать назначениями, просто Петр Порошенко внес на утверждение Верховной Радой кандидатуры главы Нацбанка, министра иностранных дел и генерального прокурора. Скорее всего, голосование по этим людям состоится в четверг, когда в украинском парламенте традиционно больше всего депутатов. По большому счету, никто не сомневается, что эти люди будут назначены на эти должности. В принципе, все это ожидалось, поскольку после выборов президента именно глава государства имеет квоты по назначению силового блока, Национального банка, Министерства иностранных дел. Прошло две недели после президентских выборов – и вот Порошенко внес эти кандидатуры на утверждение в парламент.

Монгайт: Очевидно было, что самая ожидаемая отставка министра иностранных дел Дещицы после его знаменитого выступления, посвященному Путину.

Шеремет: Я не думаю, что назначение нового министра иностранных дел связано с той дерзкой речевкой, которую повторил министр Дещица перед российским посольством в Киеве. Еще до этой скандальной акции протеста, до нападения на здание российской дипмиссии в Киеве уже было известно о том, что Дещица оставит свою должность. И в этом смысле интересно не то, что Дещица уходит, а интересна фигура нового министра иностранных дел. Это, в общем-то, некий шок для российских дипломатов, для российских медиа, для российской пропаганды.

Монгайт: Почему шок, из-за пророссийских настроений господина Климкина, который учился в России?

Шеремет: Просто назначение Климкина приведет к разрыву шаблона у многих российских политиков, политологов, журналистов и пропагандистов. Господин Климкин, мало того, что он родился в России – в Курске – и закончил в Москве физтех, он является, по сути, одним из авторов договора об ассоциации Украины и ЕС. Фактически на каждой странице этого договора, этого многостраничного документа стоит подпись Климкина, потому что Климкин до того, как уехал послом в Германию, он фактически разрабатывал текст этого договора, сверял его и представлял на утверждение, на подпись руководителям Украины. Поэтому мы имеем теперь или будем иметь министром иностранных дел Украины русского по национальности, воспитанника физтеха, абсолютного евроинтегратора и патриота Украины. Это трудно ввести в эти жесткие рамки российской пропаганды последних месяцев.

Монгайт: Как вы оцениваете предполагаемого будущего генерального прокурора Виталия Ярему? Почему сейчас произошла эта пересменка, чем не устраивал Порошенко Махницкий?

Шеремет: Махницкого, генерального прокурора, который стал прокурором по квоте националистической партии «Свобода», критиковали очень многие. Но я думаю, что уход Махницкого никак не связан с его политическими взглядами или с какими-то действиями, а связан, в первую очередь, с тем, что новый президент Украины создает свою команду. И Ярема на самом деле давно знаком с Порошенко, и именно Петр Порошенко в 2005 году после «оранжевой революции», когда он возглавлял какое-то время Совет национальной безопасности, предлагал Яреме возглавить киевскую милицию.

И с тех пор они вместе идут. Но именно из-за того, что Порошенко не был на первых ролях в украинском государстве, в украинской политике, а все время был близко, но чуть в тени, то многие его связи для широкой публики неизвестны. Поэтому возникают вопросы, почему, мол, Ярема. Именно потому, что они давно знакомы, в свое время Порошенко его продвигал на должность главы киевской милиции, Ярема на этой должности себя зарекомендовал неплохо, у него имидж такого честного милиционера, которого сняли с работы при Януковиче. И он стал депутатом через «Батькивщину», во время выборов в парламент, говорят, Порошенко финансово поддерживал Ярему.

Поэтому в украинском обществе, среди украинских экспертов назначение Яремы не вызовет большого скандала. Он сейчас вице-премьер правительства, курирует как раз силовой блок. Он мог стать министром внутренних дел, но поскольку от «Батькивщины» на эту должность шел Аваков, под Ярему специально сделали пост вице-премьера по силовому блоку, и вот он пользуется здесь авторитетом. Хотя по Яреме тоже есть вопросы, много разных слухов о его каких-то коммерческих проектах. Но до серьезных журналистских каких-то расследований или скандалов дело не доходило.

Монгайт: И, наконец, я сегодня прочла в вашем Твиттере, что вы в восторге практически от назначения Валерии Гонтаревой, называете ее крутым финансистом, специалистом по инвестициям, ее назначают, вероятно, главой Национального банка. Украина сейчас находится в довольно тяжелом финансовом положении. Как вы считаете, почему выбрали именно ее?

Шеремет: Не столько я в восторге, сколько украинские эксперты в восторге, которые пишут о банковской сфере давно и разбираются в этом более подробно, чем я. Я здесь могу передавать только эту точку зрения. Она считается очень крутым финансистом, и она считается очень жестким менеджером. Это такой комиссар в хорошем смысле слова. Она долгие годы была одним из руководителей голландского крупнейшего банка здесь, в Украине, ИНГ. Причем там формально был руководителем голландец, но фактически этим банком руководила она. Она ушла несколько лет назад из банка и создала свою инвестиционную компанию, она считается самой крупной или самой успешной инвестиционной компанией в Украине. В принципе, такой генерал в юбке сейчас и нужен в Национальном банке, потому что финансовая банковская система Украины разбалансирована сейчас, и назначение этой женщины должно придать какой-то уверенности банкирам, финансистам, добавить ощущение стабильности.

Монгайт: Можно ли сказать, что на данный момент Петр Порошенко исчерпал свою квоту изменений в кабинете министров и вообще в правительстве Украины? Или нас ждут какие-то новые изменения?

Шеремет: Нет, конечно. Петр Порошенко только в начале своего долгого пути. Во-первых, еще не ясно, что будет с министром обороны. Потом Петр Порошенко может сменить министра внутренних дел и председателя Службы безопасности Украины, хотя уже подтвердили, что и глава СБУ Наливайченко, и, скорее всего, министр внутренних дел Аваков останутся на своих позициях, поскольку к ним больших претензий нет.

Главное, конечно, для Порошенко – это будут ли назначены Верховной Радой новые парламентские выборы, поскольку, по большому счету, в парламенте новому украинскому президенту не на кого опереться. И сейчас это уже больше, чем назначение, это главная интрига украинской политики. И если эти выборы будут назначены, а вероятность такая 50/50, хотя украинское общество требует новых парламентских выборов, и если эти выборы пройдут, позиция Порошенко усилится. И тогда, может быть, в правительстве будут более серьезные перестановки, хотя председатель правительства Арсений Яценюк остается на своей позиции. Порошенко подчеркивал, что к нему нет претензий, он его поддерживает. Кстати, Дещица, уходящий министр иностранных дел, очень тесно связан с Яценюком, чуть ли они не кумы какие-то, поэтому говорить о том, что Дещица уходит из украинской дипломатии совсем или с позором, нельзя.

Монгайт: С песней.

Шеремет: Да, Дещица уходит с высоко поднятой головой. Вот этот скандал, который произошел возле ворот российского посольства, наоборот, прибавил ему здесь народной любви и поддержки. Дещица сохранит свое влияние не в полном объеме, но частично, конечно, на дипломатический корпус и на Министерство иностранных дел Украины.

По материалам tvrain.ru
vlad