Порошенко напомнил Европе о Донбассе и пообещал прорыв в украинско-турецких отношениях.
В понедельник в Париже завершился международный климатический саммит, где лидеры 150 стран мира скоординировали свои действия по борьбе с загрязнением окружающей среды. В саммите приняла участие и украинская делегация во главе с президентом Петром Порошенко: он на конференции говорил не только об экологии, но также напомнил о кризисе, с которым столкнулась Украина из-за оккупации Россией части территорий. Чего добился президент на полях саммита.
ПАРТНЕР. В ходе конференции Порошенко встретился с лидером Турции Реджепом Эрдоганом и договорился о рабочем визите в республику в начале следующего года. “Мы ждем от этого визита прорыва. Будет продемонстрирован ряд наработок в вопросах экономического, политического сотрудничества и сотрудничества в сфере безопасности”, — подчеркнул Порошенко.
Исполнительный директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос пояснил “Сегодня”, что на фоне осложнения российско-турецких отношений (кризис в сотрудничестве этих стран, напомним, начался после того, как Турция сбила самолет РФ за пересечение своей воздушной границы 24 ноября. — Авт.) Украина имеет отличный шанс стать ключевым партнером Турции. “Конечно, мы не в состоянии полноценно заменить Россию, но попробовать нужно, — уверен Семиволос. — Прорыв, о котором говорит Порошенко — это усиление экономического сотрудничества в связи с санкциями, которые наложила РФ на Турцию. В Турции Порошенко будет предлагать Эрдогану переориентировать свой бизнес с России на Украину”. По словам экспертов, Турция может развивать в Украине строительное направление. “Мы, в свою очередь, можем поставлять туда продукцию металлургии и агробизнеса, — добавляет политолог Александр Палий. – Кроме того, военно-технический комплекс у Турции очень сильный: они производят ударные вертолеты, а у Украины есть вертолетные двигатели, которые производит “Мотор-Сич”. Мы могли бы у них покупать вертолеты и ставить на них свои двигатели”.
ДОНБАСС. Обсуждался на саммите и конфликт на Донбассе. Климатическую тематику конференции Порошенко привязал к российской агрессии: “Поддерживаемые Россией террористы затопили много шахт на Востоке. Их преступные действия привели к отравлению питьевой воды, грунта, флоры и фауны региона. Земля и атмосфера сильно загрязнены из-за взрывов и повреждения химических и других промышленных заводов”, — подчеркнул Порошенко.
Проблемы Донбасса поднимались и в ходе личных встреч президента с мировыми лидерами. Так, премьер Канады Джастин Трюдо пообещал и дальше давить на РФ, сохраняя антироссийские санкции. К этим обещаниям присоединились президент Финляндии Саули Нийнисте, премьер Дании Ларс Расмуссен и президент Евросовета Дональд Туск.
Отдельно встретился Порошенко и с партнером по “нормандскому формату”, канцлером Германии Ангелой Меркель, которая констатировала, что режим прекращения огня на Донбассе нарушается и, уже традиционно, высказала беспокойство по этому поводу.
КУРС. Политолог Вадим Карасев отмечает: общение Порошенко с мировыми лидерами показало, что Украина держит оптимальный дипломатический курс. “Пока все идет, как выгодно нам: Украину не забыли, несмотря на обострение ситуации в Сирии. Даже на встрече Обамы с Путиным шел разговор об Украине”, — говорит Карасев.
Впрочем, его коллега Владимир Фесенко добавляет: ждать быстрого эффекта от встреч на высшем уровне не стоит. “В таких саммитах редко бывает быстрый результат. Тут нужно использовать саму возможность для встречи, — поясняет Фесенко. — Для Порошенко было важно в Париже договориться, чтобы западные страны не снижали санкционное давление на Россию. Вторая задача — провести переговоры, касающиеся получения Украиной безвизового статуса. Третья — расследование катастрофы малазийского Боинга и создание международного трибунала”. Но о результативности этих задач говорить пока рано.
Ознаменовался климатический саммит в Париже и скандалом. Выступая на конференции, Петр Порошенко сравнил теракты в столице Франции с ситуацией на Донбассе. “Ужасные события, которые Франция пережила в этот трагический ноябрь, являются ежедневной реальностью для Украины на протяжении почти 21 месяца. Моя страна страдает от терроризма, который финансируется и поддерживается Российской Федерацией. В результате погибло более 8 тыс. украинцев, из которых около 6 тыс. — мирные жители”, — заявил Порошенко. Это сравнение не понравилось французским журналистам, которые назвали выступление президента провальным. “Порошенко проявил ужасный вкус, используя теракты в Париже, чтобы привлечь внимание к Украине”, — написал журналист France 24.
Карасев согласен с мнением французских СМИ и считает, что с такими сравнениями действительно нужно быть аккуратнее. А Владимир Фесенко подчеркивает: Порошенко не зря сказал то, что сказал. “Французским СМИ не нравится это сравнение, потому что трагедия, которая произошла в Париже, для них — нечто из ряда вон выходящее. А Порошенко хорошо знает, что терроризм не только в Париже, но и на востоке Украины. Он сочувствует французской трагедии, но напоминает, что проблема терроризма, только в других формах, характерна не только для Франции — ведь малазийский Боинг сбили не над Парижем. Я считаю, что французским СМИ не надо обижаться — они должны понимать, для чего Порошенко это сказал. У него были для этого основания”, — говорит эксперт.