Политические новости

Трамп и его гениальные идеи, – СМИ

Те, кто пытается уловить смысл заявлений Дональда Трампа о внешней политике, как правило, сходятся на том, что он намерен стать главным политическим дельцом мира. Жёсткий характер твиттер-сообщений о Китае, заигрывания с Владимиром Путиным, обещания ввести заоблачные налоговые тарифы и построить заоблачной же высоты стену на границе с Мексикой – это только часть списка крайне щепетильных политических вопросов, по которым Трамп собирается заключить сделку. Завершающей сделкой из этого списка по словам Трампа мог бы стать договор о мире между Израилем и Палестиной.

Забавно наблюдать за таким теоретизированием, ведь становится понятно, что и заявления Трампа о возможной войне с Северной Кореей, возможном разрыве политических отношений с Пекином из-за Тайваня, или роспуске НАТО, всерьез принимать не стоит. Но есть две проблемы: во-первых, договориться о тех вещах, о которых упоминает Трамп, абсолютно невозможно; во-вторых, попытки добиться этого, кроме того, что будут просто бесполезными, могут привести к опасным последствиям.

Начнем с Китая. В твиттер-сообщениях, опубликованных после победы на выборах, Трамп раскритиковал Си Цзиньпина за девальвацию китайской валюты, за то, что тот “обложил американскую продукцию высоким налогом”, за “усиление военного присутствия Южно-Китайском море”, за “вывоз из США огромных богатств, полученных в результате только Китаю выгодной торговли”, за отказ предоставить “помощь по проблеме Северной Кореи”. Тем временем, Трамп принял телефонный звонок от тайваньского президента, а затем заявил, что, возможно, не будет поддерживать принцип “единого Китая”, который служил основой отношений США и Пекина с 1972 года.

Учитывая все это, можно предположить, что в конечном счёте Трамп предложит Пекину отказаться от притязаний на Тайвань в обмен на уступки по вопросам торговли, Северной Кореи, или проблеме противостояния в Южно-Китайском море, и может быть, в обмен на все эти три пункта одновременно. Какая сделка! Но надо учесть, что Си не имеет никакого намерения договариваться по любому из этих вопросов, а у США, как продемонстрировала администрация Обамы, не хватает рычагов, чтобы принудить его к этому.

Тарифное давление Трампа на Китай может получить быстрый ответ; в самом деле, Пекин, похоже, уже начал вводить превентивные меры. Си продемонстрировал, что не в состоянии остановить наращивание ядерных вооружений со стороны Северной Кореи, доступных мер не достаточно, чтобы добиться падения режима. Но пожалуй, самым серьёзным является изменение статус-кво в отношениях между США с Тайванем, и попытки сдерживания Китая на островах Южно-Китайского моря, что может привести к военному конфликту, а Трамп плохо подготовлен к такой ситуации.

А что насчёт России? Любопытно (хотя может быть, и не очень), но подход Трампа к отношениям с Москвой существенно отличается от его подхода к отношениям с Пекином. Вместо угроз или обвинений неоднократно шла речь о возможных уступках, начиная с отмены санкций, введенных США. Но в обмен на что? До недавнего времени, Трампу, казалось, было нечего потребовать. Но на прошлой неделе в интервью изданию Times of London он вдруг предложил, что это может быть сокращение ядерных вооружений, поскольку “я думаю, что уровень ядерных вооружений необходимо сокращать”.

И неважно, что месяц назад Трамп объявил о том, что “Соединенным Штатам надо существенно укрепить и расширить свой ядерный потенциал”, а Путин категорически отверг предложение о сокращении числа ядерных боеголовок в 2013 году. Но настоящая беда заключается в том, что Трамп не в состоянии дать Путину то, чего тот действительно хочет, и тут речь идёт не о снятии санкций, а о согласии США на российскую экспансию в Евразии, начиная с Украины.

Трамп вполне мог бы согласиться на такую сделку – но, как недавно отметил Брайан Уитмор из Radio Free Europe, практически это невозможно. В независимости от того, договорятся ли Вашингтон и Москва, украинцы и грузины, равно как и остальные соседи России, будут решительно противостоять любым утверждениям российского владычества. Любая сделка Трампа и Путина, как считает Уитмор, послужит причиной “конфликта и нестабильности на пороге Европы”.

Другие сделки, о которых говорил Трамп, выглядят еще более надуманными. Негласно он уже согласился, что в ближайшее время Мексика не будет платить за строительство стены. А что касается идеи о том, что он и его зять Джаред Кушнер смогут выступить в качестве успешных посредников в мирном урегулировании на Ближнем Востоке…Этого не удалось достичь ни Джону Керри, ни Кондолизе Райс, ни Биллу Клинтону, ни Джеймсу Бейкеру ни десяткам других… пожалуй, приведено достаточно имен.

Если и есть положительный пример “сделки по-трамповски”, это может быть нерациональное предложение, сделанное им во время предвыборной гонки, по которому несколько американских корпораций согласились создать рабочие места в США в обмен на сомнительный кредит.

Дипломаты представляют сценарии, в которых европейские правительства повторно объявляют об увеличении расходов на оборону, Трамп провозглашает, что НАТО перезапускается, а Мексика смиренно принимает изменения в NAFTA.

Трамп уже объявил о достижении однократного дипломатического триумфа над Китаем. После того, как в декабре Пекин захватил, а затем вернул беспилотник, принадлежащий ВМС США, Трамп написал в Twitter “сделано!”. Так что есть на что надеяться – на то, что кризисы будут фейковыми, а не реальными.

innika