Политические новости

В США рассказали о двух возможных сценариях окончания войны на Донбассе

Обещание президента Соединенных Штатов Барака Обамы ослабить санкции против РФ может подтолкнуть его российского коллегу Владимира Путина быть более сговорчивым и согласиться на прекращение боевых действий на Донбассе.

Однако для Украины существует опасность того, что конфликт на востоке может превратиться в “замороженный” на долгие годы. В противном случае Киев будет вынужден возобновить активную фазу АТО.

Об этом написал американский исследователь по вопросам обороны и международной политики Cato Institute Брэд Стэплтон в своей статье для Newsweek.

В публикации говорится, что почти семь месяцев назад в Беларуси лидеры России, Украины, Франции и Германии утвердили соглашение о перемирие, которое называют “минскими соглашениями”, чтобы, наконец, закончить войну в Донбассе. Но постоянные обстрелы продолжились, и соглашение только отсрочило ненадолго интенсивные бои, которые продолжались на Востоке Украины в течение 2014 года.

По мнению автора, протесты в Киеве, которые закончились смертью нескольких солдат Нацгвардии, свидетельствуют о том, что до подлинного разрешения конфликта еще далеко. Хотя США пытаются давить и на Москву, и на Киев, для того, чтобы те договорились об определенном стабильном урегулировании. Если же такой договоренности не будет, ситуация на востоке Украины может развиваться дальше по двум сценариям, оба из которых неприемлемы.

По мнению Стэплтона, первый сценарий будет означать возобновление интенсивных боевых действий, как это было до подписания соглашения в Минске. А второй – установление перемирия, которое со временем трансформируется в “замороженный конфликт”. Последнее будет означать, что Украина и захваченные части Донбасса некоторое время будут существовать отдельно и будут противостоять друг другу. На первый взгляд, второй сценарий кажется не таким уж и плохим. В конце концов, разделенные Китай и Тайвань или Северная и Южная Кореи стали наиболее известными замороженными конфликтами. И, несмотря на то, что стороны, которые борются друг против друга, время от времени сталкиваются с военным напряжением, Китай, Южная Корея и Тайвань добились невероятных экономических успехов за последние несколько десятилетий. А Сеулу и Тайбэю удалось эффективно развить демократические институты. Однако считает автор, появление замороженного конфликта в Украине вряд ли можно сравнивать с теми, что существуют в Азии. Прогресс, которого достигли КНР, Южная Корея и Тайвань были достигнуты благодаря стабильности, которая возникла благодаря тому, что США взяли под свой военных протекторат Сеул и Тайбэй.

В украинском конфликте Вашингтон не подает никаких сигналов готовности взять на себя любые обязательства перед Киевом. Поэтому замороженный конфликт в Украине будет более похож на те, которые существуют в Грузии и Молдове. Российские спецслужбы в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье препятствуют краткосрочным намерениям Кишинева и Тбилиси присоединиться к европейским институтам, таким как ЕС. Поэтому для Украины, которая стремится сохранить свою целостность из-за желания интегрироваться с Западом, очень важно выполнить минские соглашения и вернуть под контроль свои границы.

Правда, с обеих сторон конфликта есть определенные нежелание выполнять те или иные пункты. В лагере украинских националистов нет желания предоставлять захваченным Донецку и Луганску большую автономию. А поддерживаемые Кремлем террористы в этих городах не хотят отказываться от власти, которую они захватили с помощью российского оружия. Москва же вообще, кажется, не хочет завершать этот конфликт и стремится давить на Киев с помощью “замороженной” войны.

Таким образом, по мнению автора, США должны прилагать больше усилий, чтобы заставить обе стороны все же вести диалог и выполнять договоренности. И Вашингтону начать стоит с того, чтобы убедить Киев принять закон о децентрализации, а это будет трудно. Но у него есть рычаги влияния на украинскую сторону. МВФ предложил Украине кредит в размере $17,5 млрд, но значительная часть этой суммы – списанные долги частных кредиторов. К тому же, деньги нужны на проведение болезненных реформ. США и ЕС выдали Киеву только $2 млрд финансовой помощи. МВФ признал, что Украине понадобится $40 млрд в течение ближайших четырех лет. И администрация Обамы вместе с европейскими партнерами должна дать четко понять, что дополнительные средства Киев получит лишь тогда, если проведет децентрализацию. В это же время, США не имеют влияния на пророссийских боевиков, но они пытаются давить на Россию, которая контролирует их. К этому времени санкции выглядели как провальный шаг принуждения к дипломатии. Но, по мнению автора, они не сработали потому, что Вашингтон ставит условия, которые Владимир Путин точно не хочет выполнять, например он никогда не согласится вернуть Крым Украине.

Стэплтон пишет, что Обаме не стоит “позволять принципиальности по Крыму стать на пути решения конфликта в Донбассе”. И поскольку российская экономика все больше истощается санкциями, их отмена может выглядеть как “пряник” для России, который она получит выполнив минские соглашения. России придется вывести войска с Востока Украины. Это будет не сложно для Путина, поскольку он все время убеждает, что их там якобы нет. Также российский президент должен будет заставить боевиков сложить оружие и отдать под контроль границу Украины. Трудности могут возникнуть, учитывая то, что не известно, насколько сильно Россия влияет на боевиков и их главарей. Однако обещание ослабить санкции может подтолкнуть Путина к решению минских соглашений. По мнению автора, США, таким образом, могут сделать решения конфликта в Донбассе более привлекательным для Путина, чем создание “замороженного конфликта”. Он сможет объявить, что защитил права русских на Востоке Украины, а еще получить лавры победителя над “несправедливыми санкциями Запада”. Вашингтон может позволить Путину изобразить свою победу, о которой он мечтает, перед россиянами. Это не очень привлекательный выход, считает Стэплтон, но еще более нежелательным является продолжение войны в Украине.

innika