На прошлой неделе генеральный прокурор США приняла решение не предъявлять обвинений кандидату от Демократической партии Хиллари Клинтон по делу о пересылке секретной информации через личную электронную почту. В ином случае это могло бы серьезно повлиять на ее шансы в президентской гонке. В любом случае, Киеву следует радоваться такому развитию событий, поскольку, по мнению экспертов, Украине выгоднее победа Хиллари Клинтон.
В среду 6 июля генеральный прокурор США Лоретта Линч официально приняла решение не предъявлять претензий Хиллари Клинтон по делу об использовании кандидатом в президенты США от Демократической партии частного сервера для служебной переписки. Таким образом, генпрокурор согласилась с рекомендациями Федерального бюро расследований, которое днем ранее посчитало уголовное обвинение в этом деле неуместным. Хотя директор ФБР Джеймс Коми и назвал действия Клинтон по работе с секретной информацией крайне халатными и признал нарушение устава. Бывшая госсекретарь США, как стало известно в марте прошлого года, во время пребывания на этой должности отправляла рабочие письма с частной электронной почты. Проверив свыше 30 тыс. писем за период с 2009 по 2013 год, ФБР насчитало 113, которые содержали секретную информацию на момент их отправки с частного “ящика” Хиллари Клинтон.
ФБР допрашивало Клинтон в конце прошлой недели. Этому предшествовал довольно неприятный для кандидата в президенты скандал, связанный с ее мужем, Биллом Клинтоном. Он то ли преднамеренно, то ли случайно 27 июня встретился с американским генпрокурором Лореттой Линч в Финиксе. Там у экс-президента США была небольшая программа, связанная с кампанией жены и включающая встречу, круглый стол и сбор средств. Билл Клинтон оказался с Линч на одной взлетной полосе и ожидал ее прибытия полчаса, после чего они скрылись в ее самолете. Говорили, по словам Линч, о гольфе и внуках. Эта история вызвала довольно сильное возмущение в США, особенно в среде республиканцев, и дала критикам главного претендента на пост президента еще один повод говорить о необъективности выводов ФБР и Министерства юстиции. Конечно, попытался получить дивиденды от этого скандала и претендент от Республиканской партии Дональд Трамп, заговорив о “прогнившей системе”.
Республиканцы пригласили в Конгресс главу ФБР Джеймса Коми, чтобы тот раскрыл результаты расследования, ранее не предававшиеся огласке. Коми ответил на вопросы конгрессменов, но их не удовлетворили его аргументы, что 113 писем – это лишь “грубая небрежность”, которая не тянет на привлечение к ответственности по закону. В то же время со слов главы ФБР в Конгрессе четко следует, что Хиллари Клинтон осознанно вводила избирателей в заблуждение. Результаты расследования показали, что бывшая госсекретарь все-таки отправляла секретную информацию с личного сервера — причем не одного, а нескольких. Кроме того, Клинтон предоставила следствию далеко не все переписки, содержавшие подобные сообщения. И хотя свидетельств взлома этих серверов ФБР не обнаружило, Коми сказал, что существует реальная вероятность того, что эта информация могла попасть к “недружественным лицам”.
Эксперты, опрошенные “Апострофом”, сомневаются, что выводы ФБР или Министерства юстиции США могут быть политически мотивированными или корыстными.
Политолог и заведующий отделением трансатлантических исследований Института всемирной истории НАН Украины Сергей Толстов, имея в виду встречу Билла Клинтона и генпрокурора США, отмечает, что “после того – не всегда означает вследствие того”. Он признается, что с самого начала не верил, что расследование выльется во что-то серьезное, и Хиллари Клинтон снимут с избирательной кампании.
“Конечно, было нарушение определенных процедур безопасности (при использовании электронной почты, — “Апостроф”), но, с другой стороны, нет никаких доказательств, что это было сделано с корыстной целью. Администрация Обамы не имеет никакого отношения к этой истории — об этом можно утверждать с достаточной долей оснований. Но насколько имеет место сговор внутри истеблишмента — такие вещи невозможно измерить. Скорее всего, “покупки” решения (о непредъявлении обвинений, – “Апостроф”) на данный момент не было. Прямой денежной компенсации — наверняка. И вряд ли кто-то предоставит доказательства того, что эта встреча (Билла Клинтона с генпрокурором США, — “Апостроф”) была согласованной”, — сказал Толстов “Апострофу”.
Дипломат Олег Белоколос, возглавляющий департамент международных двусторонних отношений фонда “Майдан иностранных дел”, также отбрасывает вероятность какого-либо корыстного результата следствия.
“Система, которая действует в США, настроена таким образом, что если речь идет о серьезном должностном преступлении, замять его в принципе невозможно. Я очень сильно сомневаюсь, что кто-то где-то с кем-то может договориться, если есть серьезные основания признать человека виновным в судебном порядке. Рано или поздно это выплывет наружу — никто из исполнителей на это не пойдет. Даже (Билл) Клинтон, будучи президентом, не смог повлиять на результат расследования. Я как раз тогда работал в нашем посольстве в США и помню всю эту историю с Моникой Левински”, – рассказал дипломат.
“Можно, конечно, ковыряться в деталях, является ли это нарушением законодательства, — сказал “Апострофу” ученый-американист и экс-советник посольства Украины в США Александр Потехин. — Американская судебная система дает очень широкие полномочия. Судья — очень большая личность в системе американской демократии. Согласно известному правилу, что разрешено все, что не запрещено, на судью ложится большая ответственность, что это не должно противоречить духу и букве закона. Мелкие политиканские штучки в этом случае искать неуместно. Не нужно переносить наши или российские реалии на американскую практику. Звонок президента или кого-то другого с попыткой повлиять на ход расследования будет концом его политической карьеры”.
Государственный департамент США в лице официального представителя Джона Кирби днем позже после заключения главы Минюста — 7 июля — все же анонсировал возобновление собственного расследования, за которым теоретически могут последовать некоторые “административные санкции”. Дело об электронной переписке более года нависало дамокловым мечем над Хиллари Клинтон, поскольку могло навредить ее перспективам выдвижения в президенты от Демократической партии и помешать победить на выборах. Тогда ее в кампании демократов мог бы заменить Берни Сандерс или, например, вице-президент Джозеф Байден. Конвенция Демократической партии, на которой Хиллари Клинтон должна получить номинацию от своей партии, пройдет 25-28 июля. Бывшая госсекретарь, по подсчетам Associated Press, месяц назад набрала нужное для этого количество делегатов, которые обязаны голосовать за Клинтон по результатам предварительных выборов, и суперделегатов, которые имеют право голосовать за любого кандидата от партии.
Белоколос отмечает, что пока непонятно, как последние события, связанные с расследованием, повлияют на избирательную кампанию. “Скажется ли это на мнении тех избирателей, которые изначально были настроены поддержать Хиллари Клинтон в ее президентской гонке, — вопрос. Это зависит от того, насколько она политически грамотно сможет выйти из этой ситуации”, — считает дипломат.
Недавний опрос Pew Research Center демонстрирует 9-процентный отрыв Клинтон от Трампа (51% против 42%). Сергей Толстов подчеркивает, что с точки зрения истеблишмента Клинтон является единственным приемлемым претендентом: “Думаю, что в результате расследования Госдепартамента никакого решения, кроме условно оправдательного, быть не может”.
“Объективно говоря, то, что Клинтон признана невиновной, — для Украины очень хорошая новость. Нам нужно, чтобы она победила на этих выборах. Да, это халатность, но за нее проголосовали на праймериз, и значит, для всех этих избирателей эти вещи не были определяющими”, – резюмирует Александр Потехин.