Политические новости

Причины провала оппозиции. Что делать с Майданом?

Регионалы неофициально говорят, что колебания были, но их пресекли.

Оппозиции так и не удалось отправить правительство в отставку. Надежда на раскол Партии регионов и, соответственно, голоса оттуда, не оправдалась. Кавалерийская атака на власть не получилась. Пока, наверное, рано однозначно говорить о кардинальном переломе в кризисе в пользу власти — слишком уж сильны протестные настроения. Но готова ли оппозиция и Евромайдан к затяжной борьбе — большой вопрос.

О том, что вотум недоверия будет провален, было понятно еще до начала голосования. «Сегодня ничего не будет, с регионалами не договорились, с ними уже за ночь поработала власть, пригрозив уголовными делами, внефракционные тоже недовольны, кроме того, нет людей, готовых возглавить правительство. Вот, правда, коммунисты вроде дают голоса», — говорили в кулуарах представители оппозиции, в то время как их лидеры о чем-то договаривались.

Однако чуда не произошло. Еще накануне оппозиция верила, что сможет добиться отставки с помощью группы депутатов, которые ориентируются на группу Сергея Левочкина (ранее подавшего заявление об отставке) и коммунистов. Однако проект о недоверии правительству набрал 186 голосов с учетом внефракционных и одного регионала (Юрий Благодир).

Регионалы говорят, что оппозиция просто переоценила протестные настроения во фракции. Из нее действительно пока вышло всего два человека. «У нас не было колеблющихся. Все это было раздуто оппозицией и никто не собирался выходить», — сказал регионал Олег Царев.

Неофициально же говорят, что колебания были, но их пресекли после того как президент четко дал понять, что уступать не намерен. После этого прозвучало заявление Сергея Левочкина, что он остается работать в АП и, соответственно, стало понятно, что на голоса его людей за отставку рассчитывать не приходится.

Притаились и прочие олигархи, решив не ссориться с властью. Причем, видимо, окончательно все решилось лишь поздно вечером в понедельник. По крайней мере, депутат Давид Жвания, который вышел из ПР и еще в понедельник всем рассказывал как он намерен отнять власть у президента через реформу Конституции, во вторник даже не проголосовал за отставку правительства. Он сослался на то, что карточка не сработала, но вид у него был явно растерянный. Он, вероятно, не ожидал, что почти никто из ПР выступать против власти не осмелится.

Еще одна причина — неспособность оппозиции объяснить регионалам свои дальнейшие действия после отставки правительства, в том числе и его персональный состав, включая нового премьера. По сути никто предметных переговоров не вел. Надеялись, видимо, что эффекта от многотысячного Евромайдана будет достаточно…

«Во фракции ПР есть определенная группа людей, которые не имеют прямого отношения к Партии регионов, и поэтому они ей ничем не обязаны, — говорит экс-депутат Тарас Чорновил. — Таких людей, по моим оценкам, около 20. Остальные самостоятельно выйти из фракции не могут. А с этими 20 можно было бы договариваться. Но с ними никто переговоров не вел! Об этом я знаю от них самих. Кроме того, регионалы хотели услышать четкие правила игры после такого голосования. Но не услышали! Понятно, что на такой риск никто не пошел».

По закону два раза на одной сессии голосовать за отставку правительства депутаты не могут. «Повторно мы можем поднять этот вопрос только в феврале», — сказал нам депутат от УДАРа Валерий Карпунцов. Таким образом, на ближайшие месяцы единственная легитимная возможность нанести ощутимый удар по власти закрыта. Остались не совсем легитимные — давление Майдана. «Снимать Азарова будет улица», — сказал Карпунцов. «Регионалы не проголосовали за отставку правительства? Значит, теперь их будет судить Майдан», — вторит ему нардеп от «Батькивщины» Сергей Соболев. А Александр Бригинец вообще доволен исходом, мол, если проголосовали бы за отставку, то революция бы на этом свернулась, а президент сохранил бы свой пост. А теперь есть повод идти до конца.

Озвученный план действий оппозиции заключается в том, чтобы блокировать госучреждения (АП, Кабмин, Раду) и таким образом вынудить Януковича отправить в отставку правительство, а потом и назначить досрочные выборы президента и парламента. Но у главы государства насыщенная международная программа — сейчас он в Китае, потом он поедет в Москву, потом еще куда-нибудь. И, наверное, пикеты на Банковой, которые вчера появились, вряд ли причинят ему большие неудобства. И главное — надолго ли хватит запала у Майдана? Уже вчера там было 10 000 — в десятки раз меньше, чем в воскресенье. И настроение у многих после провала голосования за отставку Кабмина было подавленное.

Нардеп от «Батькивщины» Олег Медуница говорит, что оппозиция намерена привлечь новых людей на Майдан путем рокировки, но никто никуда не уйдет.

Тарас Чорновил так не думает: «Три лидера оппозиции заявили о том, что у них есть голоса для отставки правительства, хотя, на самом деле, их не было изначально. Это обман народа, который дорого будет стоить лидерам на выборах. Я был на Майдане, говорил с людьми и не услышал ни слова поддержки со стороны митингующих в их адрес».

Неофициально в оппозиции тоже признают, что очень опасаются — через неделю народа будет уже совсем немного, если, конечно, власти не будут давать новых поводов. И предполагают, что им придется сосредоточиться на блокаде сессий Рады, чтобы добиться хотя бы ее роспуска (если в течение 30 дней она не соберется на свои заседания). Но регионалы уже показали, что могут проводить сессию и в ином помещении. Так что и это может не сработать.

Перед самым голосованием Николай Азаров заявил, что в Кабмине будут перемены. То есть, надо полагать, поменяют отдельных министров. В кулуарах парламента прошел слух, что в благодарность за отказ переметнуться к оппозиции расширят свое присутствие в Кабмине представители группы Левочкина и его бизнес-партнера Фирташа, а также представители других бизнес-групп. Однако источник в ПР это не подтверждает: «Скорее всего, они просто сохранят свои нынешние позиции, а отставки будут среди не очень влиятельных министров. Но в конечном итоге конфигурация Кабмина определится после того, как окончательно станет понятно с кем удалось стратегически договориться по финансированию и экономическому сотрудничеству — с Россией или, что менее вероятно, но все равно еще возможно — с ЕС и МВФ. С учетом этого и будут проводиться перестановки».

По материалам «Вести.ua»
regional