Миф о "братских народах" существовал, пока, пока украинцы считали себя частью русских, говорит Григорий Перепелица
Социсследование “Левада-центра”, поставившее украинцев на второе место в списке врагов России после США, развеяло миф о “братских народах”, однако даже с отставкой президента РФ Владимира Путина братские отношения между украинским и русскими не восстановятся.
Об этом профессор Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, доктор политических наук, эксперт по вопросам международной политики Григорий Перепелица рассказал на чате в “Главреде”.
“Если бы проблема заключалась только в Путине, тогда можно было бы говорить, что после его отставки улучшатся российско-украинские отношения. Но, в принципе, такая тенденция и мысли не соответствуют реалиям. Между украинцами и русскими лежит глубокое и непримиримое противоречие, ведь в его основе — конфликт индентичности. Мы оказались в такой ситуации, когда по ключевым вопросам украинцы и русские не могут найти компромисс”, — говорит политический эксперт.
По его мнению, это связано с формирования украинцев и русских как нации и со становлением самостоятельных национальных государств России и Украины: “Поэтому наша “российско-украинская дружба” и миф о “братских народах” существовали до тех пор, пока украинцы отказывались от своей идентичности и считали себя частью русских, но неполноценных, в российском бытовом сленге — “хохлы” или “новороссы”. Это — унизительные слова, смысл которых заключается в том, чтобы подчеркнуть, что украинцы являются не нацией, а частью “единого русского народа”. И это глубоко сидит в ментальности россиян. Не случайно еще Чернышевский говорил, что любой российский демократ заканчивается на украинском вопросе. Этим классик выразил суть этого конфликта идентичности”.
“Тем более, русские никогда не терпели независимость Украины, потому что видели в этом разрушение единого корня русского и подрыв России как государства. Война между Украиной и Россией начиналась тогда, когда украинцы пытались выстроить свое собственное государство. Это началось еще с зарождения этих сообществ как двух будущих наций. Собственно, Бжезинский не случайно сказал, что без Украины Россия не может возродиться как государство имперского типа, потому что считается, что российская государственность пошла из Киева как матери городов русских. Таким образом, если мы признаем, что Киев — столица Украины, то мы являемся наследниками Киевской Руси. А какими наследниками тогда являются русские? Как только мы признаем независимость украинского государства со столицей в Киеве, то Россия окажется монгольским улусом, а никакой не сверхдержавой с европейскими корнями. Конечно, если так представить реальную историю, то что такое тогда Россия, претендующая быть европейской мировой державой?”, — задал риторический вопрос политолог.
“А для россиян величие России — их самая большая национальная ценность. Поэтому они как нация никогда не примирятся с независимостью Украины. Что касается роли Путина в этом процессе, то он просто реализует эти “ценности” россиян. Не случайно он имеет такую большую поддержку. Поэтому “Левада-центр” вполне объективно отражает настроения российского общества. Именно поэтому я отрицаю, что с отставкой Путина возобновятся братские отношения между украинским и русскими”, — подчеркнул эксперт по вопросам международной политики.
“Почему россияне ненавидят Майдан? Потому что Майдан сформировал украинскую нацию, произошла массовая тотальная самоидентификация населения Украины как украинцев, как украинской нации. Осознание этого — смерть для российской национальной идентичности. Если посмотреть на данные “Левада-центра”, то 64-70% россиян до сих пор поддерживают войну России против Украины”, — подытожил Григорий Перепелица.