Политические новости

Украина укрепляет связи с НАТО, – НГ

Вчера Верховная рада ратифицировала два соглашения о сотрудничестве с НАТО. Документы были подписаны в апреле. Первый из них предполагает помощь Украине по линии Агентства НАТО по вопросам поддержки и поставок. Второй направлен на установление тесных контактов с Агентством НАТО по вопросам информации. Происходящее укладывается в рамки плана Збигнева Бжезинского по урегулированию конфликта на востоке Украины. Экс-советник президента США по национальной безопасности предложил Западу усилить обороноспособность Украины, но при этом гарантировать России, что Украина не станет членом НАТО, пишет Независимая газета

Бжезинский еще в прошлом году выступил с инициативой о «финляндизации» Украины. Эту идею поддержали некоторые европейские страны – в частности, Чехия. Однако у других европейцев план вызвал сомнения, а в Киеве его вовсе не воспринимали. Украинские политики отвергли предложение дать России гарантии, что Украина не станет членом НАТО, поскольку сочли, что это окажется первым шагом к потере государственного суверенитета.

Сейчас, когда конфликт на Донбассе затянулся, а перспективы его урегулирования туманны, когда эксперты считают, что на самом деле противостояние идет не по линии Украина – самопровозглашенные республики, а на уровне РФ–США, Бжезинский снова напомнил о своей идее. В интервью Spiegel Online он сказал: «Было бы целесообразно предоставить Украине оборонительное оружие для защиты крупных городов – например, противотанковое вооружение или минометы, потому что мы должны повысить цену российского насилия. Захватить город, население которого настроено на оборону, требует чрезвычайно больших затрат». Он пояснил, что усиление обороноспособности даст Украине возможность «свободно выбирать свою политическую идентичность и быть более связанной с Европой». Но при этом Бжезинский подчеркнул, что необходимо учесть и российские интересы: «Россию надо заверить, что Украину не примут в НАТО. Это – формула решения конфликта».

Украинская власть, как ранее заявлял президент Петр Порошенко, нацелена на будущее членство в альянсе. Этот тезис прописан в утвержденной недавно новой Стратегии национальной безопасности. В документе не названы сроки, но речь идет о переходе к стандартам НАТО. Эксперты отмечают, что это касается не только военной сферы, но и политики, экономики, социальных и многих других вопросов. Требования НАТО к странам, претендующим на членство в организации, в значительной мере совпадают с обязательствами, которые Украина взяла на себя в рамках ассоциации с Евросоюзом. То есть, проводя реформы, прописанные в соглашении об ассоциации с ЕС, Украина тем самым приближалась бы к стандартам НАТО.

Подавать или не подавать заявку, украинская власть собирается решить позже. Как заявил на днях в интервью итальянскому изданию Corriere della Sera президент Порошенко, сам вопрос сейчас неуместен. «Время еще не пришло. Для присоединения к альянсу мы должны отвечать определенным стандартам. Мы работаем над реформами внутри страны – в сфере экономики, социальной и административной сферах. Это будет долгий процесс – минимум шесть-семь лет. Когда мы будем готовы, мы объявим референдум и спросим народ Украины, должны мы вступать в НАТО или нет», – пояснил он.

Если бы такой референдум проводился сейчас, то его результаты раскололи бы страну на две части, утверждают социологи. По данным Киевского международного института социологии, в мае более 20% населения не определились с ответом на вопрос о членстве в НАТО. Из тех, кто сформировал свое мнение, 51% выступил бы «за», а 49% – «против». Положительное отношение к членству в НАТО, как и ранее, превалирует в западных, центральных областях и частично на севере страны. Преимущественно отрицательно относятся на востоке и юге.

Не стремясь активизировать этот процесс, украинская власть и руководство НАТО довольствуются сотрудничеством в рамках уже существующих программ. Так, ратифицированный вчера Верховной радой Меморандум по взаимодействию в сфере связи и информации был подписан по программе НАТО «Партнерство ради мира». Документ, как указано на сайте украинского парламента, предполагает развитие сотрудничества «по вопросам консультаций, управления, разведки, наблюдения и рекогносцировки». За него проголосовали 276 депутатов, 1 – против.

Второй ратифицированный документ предполагает «поддержку Украины по конкретным направлениям, в том числе относительно поставок, технического обслуживания, закупки товаров и услуг, транспортировки, конфигурационного управления и технической помощи, реализации проектов Трастового фонда НАТО». Ратификацию поддержали 245 депутатов, 4 проголосовали против.

В Верховной раде не обсуждались детали. Представлявший оба проекта замминистра обороны Украины по вопросам евроинтеграции Игорь Долгов отметил, что речь идет о создании украинской стороной внутренних правовых оснований для тех направлений сотрудничества с НАТО, о которых стороны договорились в апреле. В качестве примера он привел необходимость ввести специальную беспошлинную процедуру ввоза на территорию Украины грузов по линии Агентства НАТО по поддержке и обеспечению.

Депутаты не проявили любопытства. Предлагаемые к ратификации документы не обсуждались, а единственное заявление сделал представитель «Народного фронта» Олег Медуница: «Сотрудничество с НАТО – важнейший фактор выживания нашего государства». Тех, кто не голосовал за ратификацию, он назвал пособниками агрессора. В зале не до конца понимали, о чем же Украина и НАТО договорились в апреле, но решили не выяснять подробности, которые могут оказаться секретной информацией.

Сторонники Петра Порошенко и Арсения Яценюка в Верховной раде, поясняя ситуацию в целом, отмечали, что украинская сторона приводит в порядок внутреннее законодательство, чтобы полностью подготовиться к возможному получению западной военно-технической помощи, а также к приему миротворческой миссии. Специальный закон об условиях и сроках размещения миротворцев украинский парламент принял в мае, на днях президент Порошенко подписал его.

Руководитель центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко считает, что украинская власть, подправляя законодательство, «просчитывает варианты на будущее, на тот случай, если сорвутся Минские переговоры и возобновятся активные боевые действия, которые, очевидно, поставят точку на Минске-2. Иными словами, страна делает заготовки, поскольку поиск новой парадигмы решения конфликта так или иначе приведет к актуализации темы миротворцев».

В Киеве исходят из того, что выхода из тупиковой ситуации на Донбассе пока нет, а переговоры на эту тему носят ритуальный характер. Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко пояснил, в чем суть проблемы: даже если непосредственные участники конфликта (Украина и самопровозглашенные республики) сели бы за стол переговоров, то их договоренности ничего не значили бы без решений реальных игроков – России и США.

Предложение Бжезинского, создающее рамки возможных американско-российских договоренностей, не позволит разрешить конфликт на Донбассе, отмечают украинские политологи. Эксперт по международным отношениям Института открытой политики Евгений Петренко в комментарии изданию «Главное» пояснил, что если Украина и Запад сейчас уступят России в одном принципиально важном вопросе, то тут же получат список новых требований. «Россия без конца будет что-то требовать от нас. Уж как Украина ранее учитывала интересы своего соседа – так никто не прислуживал. Янукович отдал им Крым еще в 2010 году, после Харьковских договоренностей. Но им показалось мало, и они пошли дальше. Россия на примере Украины хочет показать, что она может диктовать повестку дня мировому сообществу. Это главная проблема. И пока наши западные партнеры этого не поймут, мы будем страдать», – сказал он.

В Европе, видимо, готовы к компромиссам с Россией, но смущены прямолинейностью Збигнева Бжезинского. Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, комментируя идею о «финляндизации» Украины, сказал: «Я надеюсь и жду, что мы сможем договориться с Россией насчет общего понимания того, как должна выглядеть территориальная целостность Украины. Но ни Россия, ни ЕС не могут указывать третьей стране, по какому пути ей развиваться».

По материалам: главное
kuznecov