Политические новости

Что получит Путин вместо $3 млрд Януковича

Почему Украина может оставить Путина с носом

Встреча лидеров Большой двадцатки G20 закончилась для Украины достаточно неожиданно. Лидер страны-агрессора Владимир Путин заявил, что Россия готова на реструктуризацию $3 млрд, которые достались Украине в наследство от беглого президента Виктора Януковича.

Мотивация многих поступков господина Путина давно не всегда понятна. Возможно, поэтому эксперты расходятся во мнениях, что будет дальше: как реагировать на данный ход и предлагаемые условия? Нет ли очередной уловки? Стоит ли вообще идти на контакт со страной, которая откровенно ведет войны? И, главное, что принесет любое ответное действие властей Украины?

“Обозреватель” нашел ответы на эти вопросы.

Зрада и перемога

Как известно, $3 млрд были даны в качестве такой себе плюшки в обмен на разворот власти Януковича от проевропейской позиции обратно в условный бывший СССР.

В декабре 2013 года Путин и будущий “легитивный” договорились обменять возврат семьи в семью на выкуп Фондом национального благосостояния РФ ценных бумаг Украины (и еще, не стоит сомневаться, других, даже более ценных вещах) на сумму 3 миллиарда долларов.

“История с $3 млрд была не помощью нашей стране, а общим гешефтом двух правителей — Владимира Путина и Виктора Януковича. Кто видел эти три миллиарда? Почему они никак не отразились на состоянии украинской экономики? Куда делись после побега Януковича к хозяевам? Евробонды на “Камазе” не вывезешь. Но можно хотеть получить живые деньги за воздух — этим искусством кремлевские “наперсточники” овладели в совершенстве”, — считает журналист Виталий Портников.

Многие тогда восприняли это как откровенную взятку. А учитывая, что практически сразу после объявления о сделке с правительственных сайтов исчезли упоминания о том, что Украина готовилась в перспективе подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом, стало ясно: это продажа страны.

А дальше — Евромайдан, избиение студентов, мирные протесты, попытки разгона, расстрелы, захваты администраций, оккупация Крыма и Донбасса, война…

Россия продолжает не только вести боевые действия на территории суверенной независимой державы, но и пытается давить экономически.

В частности, шантажирует продуктовыми санкциями, если между Украиной и ЕС начнет с нового года работать зона свободной торговли. Кстати, как насмешка над очередной попыткой задобрить украинскую власть, на следующий день после заявлении Путина о реструктуризации прозвучала #перемога.

“ЕС сообщил о готовности к зоне свободной торговли с Украиной с 1 января 2016 года. Теперь никаких препятствий нет. С нового года начинаем!” — сообщил Президент Украины Петр Порошенко в своем Twitter.

Как стало известно, 17 ноября Киев получил официальную ноту от Совета ЕС о завершении всех процедур для запуска ЗСТ с Евросоюзом.

Так что ждем очередных угроз и активизации “церкви свидетелей требований продать Липецкую фабрику”.

Чего хочет Россия

Но вернемся на день раньше, к 16 ноября.

Первым звоночком, что шо-то будет, стало утреннее сообщение-затравку министра финансов РФ Антона Силуанова о том, что Москва приготовила некое интересное предложение. Ранее господин Силуанов неоднократно грозил судом.

“Предсказуемо в Москве начали придумывать и другие сценарии, кроме судебного разбирательства. Идти в Высокий суд Лондона и врать не хочет никто, в том числе и министр финансов (не говоря уже о его императорском величии). И появляются альтернативные сценарии от креативщиков из России”, — отмечал инвестбанкир Сергей Фурса. Подчеркнем, что среди того комментария эксперта не было следующего, но, как мы уже с вами выяснили, мотивов Путина не знают многие.

Итак, вечером понедельника, после разговоров с сильными мира сего (говорят, по вопросу “украинского” долга шли консультации с директором-распорядителем МВФ Кристин Лагард и президентом США Бараком Обамой) Владимир Путин делает заявление: Россия готова к реструктуризации, но на определенных условиях.

“Мы не просто согласились с реструктуризацией украинского долга, мы предложили лучшие условия этой реструктуризации, чем от нас просил МВФ. Нас просили перенести этот платеж на следующий год. Я сказал, что мы готовы пойти на более глубокую реструктуризацию: готовы пойти на то, чтобы в этом году вообще не получать никаких денег, а в следующем году получить 1 млрд, в 17-м — еще 1 млрд и в 18-м — еще 1 млрд”, — заявил глава РФ.

Путин рассчитывает, что США, ЕС или международные финансовые организации предоставят гарантии выплаты Украиной России долга в $3 млрд. “Мы попросили такие гарантии либо от правительства США, либо от Евросоюза, либо от одного из солидных международных финансовых институтов”, — сказал он, отметив, что надеется, что этот вопрос будет решен до начала декабря текущего года.

Почему Путин проиграл

В то же время эксперты авторитетного агентства Bloomberg считают, что Запад должен требовать больше уступок для Украины.

Страна почти год работала над соглашением по реструктуризации внешнего долга, необходимого для восстановления экономики, ослабленной войной, результатом чего стало исполнение кредитных условий МВФ. Россия от участия в долговой операции отказалась и все время требовала вернуть деньги.

Аргументы России как суверенного кредитора и члена МВФ сводились к тому, что страна может заблокировать кредиты для Украины, повлиять на восстановление боевых действий на Востоке и перекрыть газ.

Однако сейчас ситуация изменилась.

МВФ четко заявил: кредитование Украине продолжится (деньги Фонда, как известно, напрямую зависят от внутренних реформ страны), даже готовы поменять правила. Более того, все попытки заморозить финансирование и блокировать переделку просто не получится, так как у Росси всего 2,5% голосов, а для этого нужно абсолютное большинство.

Стоит отметить, что и МВФ, и США, и европейские политики призывали Москву и Киев найти какое-то совместное решение этого вопроса в любом случае.

Но украинские власти настаивали и настаивают: денег нет, возвращать долг не будем, тем более, что он частный (коммерческий), а не суверенный, как его представляет Россия. Не хотите реструктуризации на общих условиях — не надо, объявим мораторий.

Кстати, частные кредиторы Украины, недавно согласившиеся на отсрочку-списание в рамках программы помощи МВФ, вряд ли позволят Киеву согласиться на предложение России о порядке погашения евробондов на $3 млрд.

“Без списаний эти условия едва ли можно сравнить (в условиях чистой текущей стоимости) с теми, на которые договорились частные кредиторы. Более того, это поставит под сомнение основные параметры долговой операции, продиктованные МВФ, в условиях первоначального финансирования и предоставления ликвидности. До тех пор, пока долг будет классифицироваться как коммерческий (не официальный), частный сектор вряд ли откажется от него”, — сказал источник Рейтер, близко знакомый с ситуацией.

Эксперт по вопросам экономик постсоветских стран Андерс Ослунд отмечает, что Киев вообще может не возвращать российский долг ввиду урона, нанесенного войной на Донбассе, аннексией Крыма и другими действиями России на территории Украины.

“Российские войска уничтожили здания, заводы и мосты на востоке Украины. Война стоила Украине как минимум 7% ВВП в потерях производства, а также отпугнула иностранных инвесторов. Россия ведет торговую войну против Украины, которая снизила экспорт страны на 18%. У Украины нет причин платить такому агрессору; более того, это Россия должна выплатить компенсацию Украине”, — считает Ослунд.

Сергей Фурса рассказал, что один из вариантов, который рассматривает Россия, — передать эти еврооблигации в капитал украинского Проминвестбанка.

“А дальше все будет зависеть от того, захочет ли Украина решать вопрос таким мирным способом и на каких условиях. Конечно, гордая Россия не может пойти на реструктуризацию, а какой-то украинский банк, пусть и принадлежащий российскому правительству, вполне может. И даже на условиях значительно худших, нежели получили не гордые кредиторы. Варианты они точно не получат. А срок обращения можно продлить лет на 10, и купон снизить. Для Украины этот сценарий не такой и плохой. Конечно, это не позволит обнулить долг на $3 млрд. Но зато избавит нас от будущей головной боли с дефолтом”, — пояснил специалист по ценным бумагам.

“Кремль может очутиться без своих миллиардов. Поэтому они стали суетиться. Думаю, что это не последнее их “интересное предложение”, а первое. Пока что они обсудят его с представителями МВФ, наткнутся на непонимание, начнут консультации с украинской стороной, изменят некоторые детали своего предложения, потом его сущность. Собственно, скорее всего, они согласятся со схемой, которая уже выработана международными кредиторами, — но потребуют оформления этой схемы в отдельном документе. Это как выборы на Донбассе: проводите по вашему законодательству, но по отдельному. Но одновременно это намного важнее Донбасса.

Потому что в случае с регионом, который они оккупировали, речь идет лишь о нескольких миллионах несчастных людей. А что такое люди для Путина? Мусор! А вот деньги — это серьезно. Ради этого стоит маневрировать и выдвигать “интересные предложения”, — высказывает мнение Виталий Портников.

Эксперт по вопросам финансовой политики Института социально-экономических исследований Антонина Дешко, в свою очередь, резюмирует, что пока действительно все предложения Путина только на словах, ведь украинский Минфин пока так и не получил официальных позиций, озвученных по итогам G20.

По материалам obozrevatel.com
kuznecov