Хозяин Кремля лицемерит, предлагая сначала политурегулирование и выборы, а лишь потом — безопасность на Донбассе, говорит Алексей Гарань.
Заявление главы МИД Украины Павла Климкин немецкому изданию Tagesspiegel, что отмена западных санкций против РФ возможно лишь при условии вывода российских военных из Донбасса, возвращения контроля над границей Украины и введение международной вооруженной полицейской миссии — это расшифровка Минских соглашений, которые как раз и не хочет выполнять президент РФ Владимир Путин.
Об этом директор Школы политической аналитики Национального университета “Киево-Могилянская академия”, профессор политологии, научный директор Фонда “Демократические инициативы” Алексей Гарань рассказал в комментарии “Главреду”.
“Условия для снятия санкций с России, озвученные Климкиным, — это расшифровка написанного в Минских соглашениях. Ведь Европейский Союз привязал вопрос сохранения санкций к выполнению Минских соглашений. Так что Климкин расшифровывает этот документ и добавляет некоторые моменты, которые не были прописаны в нем, но которые отражают позицию украинской стороны. Речь идет о контроле ОБСЕ над границей и введении полицейской миссии на Донбасс. Думаю, что эта позиция правильна. Ведь украинская сторона выдвигает вполне логичные дополнительные требования: прежде чем говорить о выборах, давайте сначала обеспечим безопасность в регионе”, — говорит политический эксперт.
“Хотел бы подчеркнуть, что сейчас речь идет только о тех санкциях, которые связаны с Минскими соглашениями и войной на Донбассе, и это никак не касается Крыма. Так что санкции, введенные против России за аннексию Крыма, будут сохраняться, — напомнил политолог. — Все условия прописаны в Минских договоренностях (обмен пленными, перемирие, отведение вооружения и т.д.). От этих требований никто не отказывается”.
“Германия и Запад сейчас активно обсуждают вопрос о проведении выборов на Донбассе. Мы со своей стороны четко обозначили, что для этого необходимо сделать. Украина не против выборов, но до того она предлагает решить вполне конкретные задачи. В данный момент украинская позиция получила понимание и поддержку западных партнеров, потому что похоже на то, что санкции против России все-таки будут продлены еще на полгода”, — выразил предположение директор Школы политической аналитики.
“Кроме того, Путин делает все наоборот: он предлагает сначала осуществить политическое урегулирование, выборы, а потом — обеспечить безопасность. Это полнейшее лицемерие. Ведь в Минских договоренностях закреплены четкие даты: прекращения огня должно было быть достигнуто в феврале прошлого года, затем — отвод тяжелого вооружения и обмен пленными по принципу “всех на всех”. Все это должно было произойти до марта прошлого года. Путин же сейчас делает вид, что эта очередность нигде не прописана”, — говорит научный директор “Деминициатив”.
По его словам, совершенно очевидно, что Россия будет противиться выполнению озвученных Украиной условий: “Но, к примеру, введение полицейской миссии на Донбасс (условие, которого нет в Минских договоренностях) предлагается Украиной для того, чтобы обеспечить безопасность и контроль над границей. Вопрос в том, какой будет эта миссия, какой будет мандат, где она будет расположена и т.д. Безусловно, Россия не заинтересована в том, чтобы ОБСЕ осуществляла контроль над границей, чтобы были выведены ее войска с Донбасса (ведь официальная российская позиция — “наших войск там нет”). Вокруг всего этого будет идти дипломатическая борьба”.
“Отсутствие безопасности на Донбассе, постоянные провокации со стороны России, обстрелы украинских частей — все это в действительности сработало на пользу Украине. Для всех стало очевидно, что именно Россия нарушает договоренности. Сейчас Путин бесится, поскольку понимает, что санкции в очередной раз будут продлены, — мол, “раз вы так, значит, мы будем наращивать напряженность в регионе”. Кстати, нечто подобное было и в конце предыдущего периода, когда принималось решение о продлении санкций. Тогда в конце осени и начале декабря Россия также провоцировала эскалацию конфликта, давила и запугивала, но это сработало на то, что было принято решение о продлении санкций”, — резюмировал Алексей Гарань.