Череда увольнений крымских чиновников, начавшаяся этой весной, у стороннего наблюдателя вызывает серьезный когнитивный диссонанс, сообщает блогер, - Лев АБАЛКИН
Согласитесь, странно: власти республики снимают высокопоставленных госслужащих с должностей в наказание за существенные проступки и очевидные факты коррупции, но никаких дальнейших санкций в отношении провинившихся не вводят.
И хотя Сергей Аксенов постоянно подчеркивает, что так, как было раньше (в макеевско-регионовские времена), в Крыму уже не будет, становится понятно, что полуостров продолжает болеть синдромом советской номенклатуры.
Если высокопоставленный чиновник находится в команде «своих» (даже при наличии конкурирующих групп в пределах одного аппарата), то максимум, что ему грозит даже за самые серьезные нарушения, – увольнение «по собственному желанию» или даже перевод на более тихую и незаметную должность. Именно так было в Крыму при «донецких». И, кажется, с тех пор здесь ничего не изменилось.
Написать Аксенову
У крымчан, ратовавших за фактическое присоединение автономии к России, не так давно появилась любимая идиома – «написать/пожаловаться Аксенову».
Нахамили в маршрутке – «Аксенову напишу», припарковали машину в неположенном месте – «Аксенову пожалуюсь», перегорела лампочка в подъезде – «схожу на прием к Аксенову». Смысл в том, то собирательный «Аксенов» выполняет функцию коллективного старшего брата-сорвиголовы, самого крутого парня на районе, который следит за соблюдением понятий и может наказать других хулиганов.
Обращение к этому архетипу снимает вопрос о личной ответственности и субсидиарности, напрочь убивая желание решать проблемы самостоятельно. В результате крымчане искренне убеждают себя в непогрешимости режима и дистанцируются от реального политического процесса, не замечая, что разговорами о великих перспективах им просто-напросто морочат головы.
В свою очередь, Сергей Аксенов в сознании населения превращается в царя, который должен хлестать «плохих бояр», что категорически запрещено правилами номенклатурной круговой поруки. И именно в этой точке рождается диалектическое противоречие между сутью системы и ее социальной оберткой.
На словах руководство республики готово как угодно сильно пороть нерадивых чиновников, а на деле власти без лишней шумихи переводят проворовавшихся или «не оправдавших доверие» аппаратчиков в тихие гавани симферопольских кабинетов.
Оставим в покое движение управленческих масс, забудем о причинах давнишнего увольнения Рустама Темиргалиева и обратимся к двум актуальным примерам – Анатолию Цуркину и Елене Юрченко.
Транспорт и туризм
Напомним, что министр транспорта Анатолий Цуркин написал заявление об увольнении 27 марта, а министр курортов и туризма Елена Юрченко еще не ушла в отставку, но, по словам спикера Владимира Константинова, будет снята с должности в ближайшее время (на следующей сессии – возможно, в мае).
Анатолия Цуркина главный адресат коллективных жалоб крымчан Сергей Аксенов грозился уволить еще в декабре 2014 года за то, что министерство транспорта не могло обеспечить быстрое оформление документов для грузовых автомобилей на Керченской паромной переправе.
Кроме того, федеральным властям России стало известно, что подконтрольная чиновнику организация ГУП «Крымские морские порты» осваивала бюджетные средства с нарушениями. Об этом заявил заместитель руководителя Минтранса РФ Николай Асаул, комментируя карьерные перестановки в региональном министерстве и выражая надежды, что в будущем все пойдет по-другому.
И как же закончилась вся эта длинная история? Анатолию Цуркину не то, что не устроили служебную проверку, его даже толком не уволили.
На следующий день после отставки министра Сергей Аксенов пояснил, что чиновник вовсе не уволился, а перевелся на должность помощника главы республики по вопросам все того же транспорта.
Как говорится, удивительное рядом…
Министерский портфель Анатолия Цуркина достался российскому специалисту и явной креатуре Кремля Андрею Безсалову, который ранее занимался организацией работы портов и водных терминалов. То есть это увольнение дало возможность произвести очередную замену местного управленца на российского «варяга».
Случай с Еленой Юрченко еще интереснее.
Дело в том, что министр туризма и курортов умудрилась провалить договоренности с одним из крупнейших российских туроператоров «Пегас-Тревел». И это в преддверии сезона, который и без того обещает стать, мягко говоря, не самым успешным.
Как это было? Чтобы создать интересные (с точки зрения цены и логистики) турпакеты в Крым, правительство решило напрямую сотрудничать с крупными туристическими компаниями, среди которых значилась и «Пегас-Тревел», которая должна была загружать 10 самолетов в неделю, обеспечивая приезд порядка 1500 туристов.
Но в начале апреля вице-премьер полуострова Руслан Бальбек заявил, что профильное министерство провалило работу по подготовке соглашения с туроператором. Елена Юрченко не смогла обеспечить встречу представителей «Пегас-Тревел» с необходимым количеством курортных предприятий (из 120 запланированных явились только 30, из которых «пегасов» заинтересовали далеко не все).
Но это только полбеды. Как и бывшего министра транспорта, госпожу Юрченко также обвинили в коррупции, но не косвенно, а прямо. И сделал это не Кремль, а уже упомянутый Руслан Бальбек. Вице-премьер во всеуслышание заявил, что подконтрольное министерству курортов и туризма ГУП «Солнечная Таврика» (в его состав входят более ста национализированных курортных организаций) разрабатывает незаконные посреднические программы, под которые загоняет всех местных туроператоров.
Но, невзирая на мощную волну критики со стороны руководства республики и ряда общественных организаций, а также сокрушительное фиаско в работе с «Пегас-Тревел», Елена Юрченко до сих пор остается министром. А Владимир Константинов заявляет, что «никаких личных вопросов к ней нет» и госпоже Юрченко «подбирается новая работа».
Скорее всего, сейчас Москва просто ищет на ее место своего человека. Если новым министром туризма и курортов действительно станет креатура Кремля, можно будет смело утверждать, что исполнительная власть в Крыму медленно, но уверенно переходит из рук местных чиновников в руки российских «технократов», напрочь лишенных политических амбиций.
Если этот прогноз верен, то вполне возможно, что на очередном электоральном витке «опальными» аппаратчиками, которым будут искать «другое место в команде», окажутся уже Сергей Аксенов и Владимир Константинов.
Но пока ясно только одно: в отличие от крымчан, обитатели высоких кабинетов в Кремле совсем не в восторге от крымской номенклатуры. А потому власти Российской Федерации намерены сменить этот пережиток «макеевской» эпохи на номенклатуру новую – московскую.
Вот только говорить о «прекращении клановости» в таком случае не нужно.