В понедельник, 14 марта, президент РФ Владимир Путин объявил о начале вывода российского военного контингента из Сирии. Как говорится в отчете частной американской аналитическо-разведывательной компании Stratfor, такое решение является неожиданным и может свидетельствовать о том, что Кремль рассчитывает, что в обмен Запад готов будет пойти Москве на некоторые уступки.
Среди прочего, речь идет о снятии экономических санкций, а также об изменении позиции международного сообщества по Украине.
Вывод российского военного контингента из Сирии должен начаться 15 марта. Он будет проходить поэтапно, и, как отмечают специалисты Stratfor, займет до пяти месяцев. Вместе с тем Москва не собирается полностью уходить с Ближнего Востока и намерена сохранить за собой авиабазу в Латакии, а также морскую базу в Тартусе.
По словам президента РФ, его решение обусловлено тем, что Минобороны России “в целом” выполнило задачи, которые стояли перед ним в регионе. “На территории Сирии уничтожены более двух тысяч бандитов, выходцев из России, в том числе 17 полевых командиров. Нашей авиацией уничтожены 209 объектов нефтедобычи, переработки и перекачки топлива, а также 2912 средств доставки нефтепродуктов. При поддержке нашей авиации сирийские войска освободили 400 населённых пунктов и более 10 тыс. квадратных километров территории. Достигнут существенный перелом в борьбе с терроризмом”, — перечислил успехи сирийской операции министр обороны РФ Сергей Шойгу.
Впрочем, как подчеркивают аналитики Stratfоr, вовлеченность Кремля в сирийские события далеко не ограничивалась борьбой с боевиками террористической организации “Исламское государство Ирака и Леванта” (ИГИЛ). “Первым приоритетом России в Сирии было обеспечение стабильности союзному сирийскому правительству (во главе с президентом Башаром Асадом. — “Апостроф”) и расширение интересов РФ в стране. Второй задачей Москвы были демонстрация и испытание собственных вооруженных сил, которые сейчас сильно модернизируются. Третьим приоритетом Кремля являлось ослабление ИГИЛ и других террористических организаций, особенно с учетом того, что на стороне экстремистов воюет значительное количество россиян. А четвертым, наиболее важным приоритетом России стало создание связи между Сирией и другими вопросами повестки дня: включая конфликт в Украине, а также споры с Европейским союзом и США по поводу экономических санкций”, — говорится в докладе “частного ЦРУ”.
По мнению американских специалистов, поддержка со стороны России, а также других внешних игроков в лице Ирана и Хезболлы, позволила действующему президенту Сирии Башару Асаду не только остановить прогресс оппозиционных сил, но и получить над ними преимущество. “Тем не менее повстанцев не удалось победить полностью, а значительный вывод российского контингента может ослабить правительственные силы. Вместе с тем нужно учитывать тот факт, что присутствие РФ было не единственным фактором, который способствовал успеху лоялистов. Помощь со стороны Ирана может еще долгое время обеспечивать преимущество правительственным войскам”, — считают аналитики из США.
Как отмечают в Stratfor, с помощью сирийской кампании россиянам удалось продемонстрировать миру ранее не используемые виды оружия. “А это, — говорится в документе, — с высокой долей вероятности, поспособствует продажам российского оружия, например, таким странам, как Иран”. Тот факт, что военным РФ, а также международной антиисламистской коалиции во главе с США не удалось разгромить ИГИЛ, американские разведчики провалом не считают. По их мнению, за последние пять месяцев боевых действий террористы стали намного слабее, что само по себе является успехом.
“Вместе с тем нельзя однозначно сказать, удалось ли России достичь в Сирии свою главную цель. Москва провела военную интервенцию, чтобы добиться уступок по другим регионам: успешность этой затеи во многом будет определена условиями, на которых заключат мирный договор по Сирии. Вывод войск, который начнется 15 марта, совпадает с началом переговоров по мирному урегулированию сирийского вопроса в Женеве. А это может быть признаком того, что в ходе дискуссий удастся добиться прорыва. Нужно будет следить за условиями этой сделки, а также знаками, которые будет подавать Европа, — они могут быть связаны с потенциальной большой сделкой. Несмотря на вывод контингента, действия РФ в регионе могут особо не измениться. Крайне маловероятно, что россияне уйдут побежденными, осознав, что в конце концов им не удастся добиться крупной сделки в Сирии”, — резюмировали в Stratfor.
Таким образом, специалисты одного из наиболее уважаемых аналитических центров мира считают, что решение Москвы по выводу военного контингента из Сирии связано с уверенностью, что в ответ на это Запад пойдет на уступки по Украине, в контексте пересмотра экономических санкций в отношении РФ. Если же этого не произойдет, то Кремль может воспользоваться оставшимися в регионе базами, чтобы напомнить о своей важной роли в Сирии, а также сделать международное сообщество более сговорчивым.