"Вскрылся чудовищный провал региональной политики правительства Эрдогана - политики, которая была основана на принципе "меньше врагов", но, напротив, собрала их целую коллекцию и втянула страну в кровавые конфликты, опустошающие регион", - пишет в статье для La Repubblica Роберто Тоскано, бывший посол Италии в Индии и Иране.
“Все началось с решения сделать свержение Асада приоритетом. Это решение трудно понять, если учесть, что Анкара и Дамаск не просто сосуществовали, но и сотрудничали, а начало гражданской войны в Сирии предсказуемо привело бы к появлению на границах Турции организованных и вооруженных сирийских курдов, которые при режиме Асада, умеющем контролировать и подавлять меньшинства, никогда не представляли угрозу целостности Турции,” – сообщает автор.
“Единственная возможная интерпретация этого стратегического выбора не имеет ничего общего ни с курдским вопросом, ни c турецко-сирийскими отношениями, и еще меньше – с делом освобождения сирийского народа от безжалостной диктатуры баасистов”, – говорится в статье. “Эрдоган выступил против Асада, чтобы стать лидером радикального суннитского ислама. (…) Идея провалилась, – пишет автор. – Отбросив претензии на лидерство, Турция решила стать транзитным путем для иностранных боевиков ИГИЛ (запрещено в РФ. – Прим. ред.) и превратилась в надежный тыл – конечно, не для неуловимой “Свободной армии Сирии”, а для самых закаленных и радикальных бойцов и экстремистов”.
“Эрдоган безрассудно и авантюрно пустился в “танцы с волками” – рискованный выбор, который обычно приводит к плохим последствиям, – отмечает дипломат. – На деле “волки” (например, мафия) обычно реагируют жестокостью на любой признак предательства или отказа от прежних обещаний. Что, судя по всему, и происходит сейчас”.
“Есть признаки, которые заставляют поверить, что Турция ищет выход из двойного провала своей внешней политики: того, что связан с попыткой возглавить “Арабскую весну”, и того, к которому привела поддержка радикальных джихадистов”, – считает Тоскано.
“Почти одновременно произошли два очень значимых события: преодоление напряженности в отношениях с Россией (Турция принесла извинения за убийство российского военнослужащего в прошлом году) и примирение с Израилем (решено начать отношения с чистого листа после инцидента 2010 года – атаки израильских военных на турецкий корабль, шедший в сектор Газа)”, – говорится в статье.
“Это попытки выйти из тупика, в который авантюризм Эрдогана вверг внешнюю политику Турции. И они приведут к дистанцированию и изменениям, несомненно не устраивающим “Исламское государство”, особенно в то время, когда его контроль над захваченными территориями ставится под сомнение и лишиться турецкого тыла было бы разрушительно”, – подытоживает Роберто Тоскано.