Политические новости

Сорос рассказал о том, как закончить войну

Сегодня Европа столкнулась с пятью кризисами одновременно: евро, Греция, мигранты, референдум в Великобритании и российская агрессия в Украине, говорит Сорос.

«Из-за структурных дефектов союза европейским властям пришлось стать специалистами по тому, как выкарабкиваться из кризисов, одного за другим», – пишет американский финансист Джордж Сорос в колонке для NYbooks.com. Подобную практику часто сравнивают с пинанием консервной банки по дороге. Хотя в этом случае, по мнению автора, точнее сказать – о банке, которую пинают в гору, поэтому она всегда скатывается обратно.

«Но сегодня Европа столкнулась с пятью кризисами одновременно: четырьмя внутренними (евро, Греция, мигранты и референдум в Великобритании по вопросу выхода из ЕС) и одной внешней – российской агрессией в Украине. Что можно сделать, чтобы помешать процессу распада?», – задается вопросом финансист.

Он объясняет, что решить все пять кризисов одновременно невозможно, поэтому нужно правильно расставить приоритеты, не пуская ни одну из проблем на самотек. Главным приоритетом должна стать Украина, поскольку противостояние российской агрессии может объединить ЕС.

«Существует новая Украина, решительно настроенная стать противоположностью старой. Старая Украина была во многом похожа на Грецию с ее олигархической экономикой и коррумпированным политическим классом, тормозящим реформы. Новая Украина, напротив, вдохновлена духом Майдана и пытается радикально реформировать страну. Относиться к Украине, как к второстепенной Греции – большая ошибка, поскольку новая Украина – один из наиболее ценных активов, которыми обладает Европа. Она нужна не только для противостояния российской агрессии, но и для восстановления духа европейской солидарности», – уверен Сорос.

Сорос говорит, что хорошо знает Украину благодаря своему фонду и заинтересованности в этой стране. В начале года он разработал концепцию, которую назвал «Победной стратегией для Украины».

Он утверждал, что санкции против России необходимы, но недостаточны. Сорос отмечает, что Владимир Путин разработал очень успешную интерпретацию ситуации. Он объясняет экономические трудности России агрессивной позицией Запада, который хочет лишить Россию ее законного места в мире. Путин обращается к патриотическим чувствам россиян, призывая их перетерпеть временные трудности. Единственный способ показать, что Путин лжет – это выработать эффективный баланс между помощью Украине и санкциями против России.

«Моя стратегия предполагает эффективную финансовую помощь Украине, включая как масштабную поддержку бюджета, так и инициативы для частного сектора, – говорит Сорос. – Вместе с радикальными экономическими реформами это сделает Украину привлекательным местом для инвестиций. Одним из важнейших моментов реформирования является реструктуризация государственной газовой монополии, компании Нафтогаз, и переход к рыночным ценам на энергоносители».

Политическая реформа, по мнению Сороса, должна быть сфокусирована на создании справедливой и независимой судебной системы, медиа, борьбе с коррупцией и реформировании госаппарата таким образом, чтобы чиновники служили людям, а не наоборот. Эти реформы, отмечает Сорос, понравятся также многим россиянам, стимулируя их потребовать аналогичных реформ у себя на родине. Именно этого, уверен Сорос, боится Путин. Именно поэтому он пытается дестабилизировать новую Украину.

«Если союзники Украины совместят санкции против РФ с помощью Украине, никакая пропаганда не сможет скрыть тот факт, что причиной экономических бед России является политика Путина. Он может, разумеется, нарушить Минск-2 и начать полномасштабное вторжение в Украину. Но для Путина это будет политическим поражением. Оно вскроет ложность его интерпретации конфликта в Украине, а попытки захватить часть Восточной Украины лягут на российского президента тяжелым экономическим бременем», – отмечает Сорос.

Сорос рассказывает, что Путин обязан временным преимуществом своей готовности рисковать масштабной войной и даже ядерной. Украина не может победить Россию военным путем – у Путина больше солдат и ресурсов. Но он уверен, что Европа и США могут победить Россию финансово. Он отмечает, что Запад был не готов оказать масштабную финансовую помощь Украине, и связывает это с двумя факторами: греческим кризисом, ставший результатом кризиса евро, а также Минскими соглашениями.

Сорос отмечает, что помощь Украине нужно рассматривать в качестве расходов на оборону. С этой точки зрения 3,4 млрд. евро, предоставленного Киеву в рамках пакета помощи от ЕС и МВФ – это очень мало. Конечно, кризис еврозоны привел к тому, что ресурсы ЕС в данный момент несколько ограничены. «Но у ЕС есть программа макрофинансовой помощи, которую можно реформировать и использовать для помощи Украине. Это весьма привлекательный финансовый инструмент, поскольку он не требует выделения средств из бюджета ЕС. Евросоюз может одалживать эти деньги на рынках (пользуясь своим кредитным рейтингом на уровне ААА), а затем предоставлять эти средства как заем правительствам стран, не являющихся членами ЕС. Ассигнования из бюджета ЕС могут понадобиться исключительно в случае дефолта страны-заемщика. Согласно действующим правилам, всего 9% от суммы займа ложатся на текущий бюджет ЕС в виде безналичных ассигнований как гарантия против такого риска», – напоминает Сорос.

Он рассказывает, что Минские соглашения были подписаны после крупного поражения, нанесенного Украине Россией и ее сепаратистами. Эти соглашения гарантируют особый статус сепаратистским анклавам в Донбассе и предполагают, что финансировать их будет Украина. Путин нарочно, по мнению Сороса, сделал текст соглашения весьма двусмысленным: там указано, что Украина должна провести переговоры с представителями Донбасса, но кто они, не указано.

Соглашение было подписано Порошенко, Путиным, французским президентом Франсуа Олландом и канцлером Германии Ангелой Меркель, и это, по мнению Сороса, стало ловушкой для последних. «Они хотят, чтобы подписанное ими соглашение было выполнено. Даже если нет, то сорвать его должна РФ, а не Украина. Поэтому они терпели то, что Россия и сепаратисты неоднократно нарушали режим прекращения огня, зато требовали от Украины соблюдать его неукоснительно. Заняв нейтральную позицию относительно того, как Порошенко должен трактовать двусмысленные пункты соглашения, они сыграли на руку Путину», – уверен Сорос.

После заключения договора Украина была близка к экономическому краху из-за задержки с получением второго транша макрофинансовой помощи (он поступил 11 марта 2015). Кризис достиг пика в феврале, во время обвала гривны, курс которой дошел до 30-40 грн за доллар на черном рынке. Сейчас курс находится на уровне 23-25 грн за доллар. Стабильность была достигнута за счет сокращения экономики; экспорт упал, но бюджету помогло сокращение расходов.

«Когда я приехал в Украину в апреле, я увидел беспокоящее противоречие между объективной ситуацией, которая быстро ухудшалась, и усилиями новой Украины, которая находилась под ужасным экономическим, политическим и военным давлением, но все же продолжала идти по пути реформ», – признается финансист.

«В течение 2014 года программа реформирования новой Украины находилась на этапе планирования, и только в 2015 году она начала реализоваться, что повлекло за собой принятие большого количества законов, направленных на выполнение требований МВФ, а затем и Минских соглашений», – говорит Сорос.

Тем не менее, олигархи – промышленники, использующие политическое влияние с целью самообогащения, по его мнению, были более ловкими в вопросах защиты своих интересов, чем реформаторы – в вопросах их обуздания. Именно в тот момент, когда экономика Украины находилась на грани коллапса, на пике оказались и политические трения. Правительству пришлось столкнуться с вызовом со стороны наиболее могущественного олигарха страны Игоря Коломойского, пытавшегося использовать своих военных для сохранения контроля над дочерней компанией Нафтогаза. Правительство было вынуждено пойти на противостояние с олигархом, и в результате одержало победу.

Сорос уверен, что это был поворотный момент. С тех пор Национальный банк Украины осуществлял жесткий контроль над банковской системой, хотя рекапитализация банков потребует некоторого времени. Других олигархов, особенно Дмитрия Фирташа и Рината Ахметова, также осадили. К сожалению, подобные действия происходят от случая к случаю, а не как систематическая реализация верховенства права.

Но реформаторы сталкиваются с сопротивлением на каждом шагу. Недовольство населения из-за неспешного проведения реформ и дальнейшего снижения уровня жизни нарастает. Поэтому давление, в условиях которого работают реформаторы, продолжает расти, и в любой момент может достичь переломного момента.

«Греческий кризис значительно усилил проблемы Украины, отвлекая внимание европейских властей и усилив их склонность относиться к Украине, как к еще одной Греции. Критическое рассмотрение последних греческих переговоров доказывает, что это неправильно. Греция не должна была взять верх над Украиной, а Украина не должна рассматриваться, как еще одна Греция» – говорит Сорос.

Из этого, по мнению финансиста, логически вытекает победная стратегия для Украины. Украина должна снова стать главным приоритетом Европейского Союза, потому что новая Украина является одним из главных его активов. Усилия должны быть направлены не только на то, чтобы сохранить новую Украину, но и на то, что обеспечить ее успех. Если, помогая Украине, Европейский Союз сможет эффективно дать отпор российской угрозе, то большая часть других приоритетов Европейского Союза также будут реализованы; если не сможет, то прочие цели ЕС также отдалятся от реализации.

«Как обеспечить успех новой Украины? Понятно, что президент Путин всегда может представлять Россию, как более сильную, чем Украина и ее союзники, обостряя ситуацию и применяя силу. С военной точки зрения Украина не сможет одержать верх над Россией. Это значит, что она не сможет восстановить свою территориальную целостность, как минимум, в короткие строки. Однако она может поддерживать свою моральную и политическую целостность», – полагает автор.

Он считает, что, когда дело доходит до выбора, последнее на сегодняшний день является более важным. Новая Украина готова к радикальным экономическим и политическим реформам. У нее есть большое население и армия с боевым опытом, и желанием защищать Европейский Союз, защищая при этом себя. Более того, дух добровольчества и самопожертвования, на которых базируется новая Украина, является скоропортящимся товаром: если он исчерпается, потребуется целое поколение, чтоб его восстановить.

«Есть опасность, что озабоченность Европы миграционным кризисом может вновь отвлечь внимание от того, что, на мой взгляд, является более фундаментальный вопросом, а именно судьба новой Украины», – заключает колумнист. Это станет трагической ошибкой. Потеря Украины повлечет за собой непоправимый урон: страна с более чем 40-миллионным населением может стать несостоявшимся государством и еще одним источником беженцев.

Только помогая Украине, ЕС может спасти себя. Сделав все возможное для сохранения и процветания Украины, Европейский Союз, с одной стороны, защитит себя от путинской России, а с другой – возродит дух сотрудничества и солидарности, который зажигал сердца людей на первых этапах существования ЕС. Спасение новой Украины полностью изменит политический ландшафт в Европе.

По материалам  Новое время
fox